Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

Что такое "Русская земля" ныне.

Оригинал взят у rusmskii в В сегодняшней жизни понятие "Русская земля" присутствует.
"История Украины" – книгу с таким названием выпустил коллектив ученых из Москвы и Петербурга. В ней исследователи попытались представить новейший взгляд исторической науки на уже известные нам события. Оказывается, некоторые эпизоды даже древнейшей славянской истории выглядят не так, как мы помним из учебников. С чем это связано? Мы решили спросить об этом по гамбургскому счету доктора исторических наук, одного из авторов этой книги Игоря Данилевского.(...)

И.Д.: Дело в том, что в ранних источниках есть два понятия "Русская земля". Есть русская земля в узком смысле слова. Это не политическое объединение, не этническое объединение. Это, судя по всему, название определенного торгового пути, как считает Александр Васильевич Назаренко, и я думаю, что это очень верная мысль. Это такое образование, вернее, территория, которая определена с точностью до города. Был целый ряд работ Мавродина, Рыбакова и, наконец, Владимира Андреевича Кучкина, который расставил все точки над "И", он проанализировал свыше 700 упоминаний "русской земли" в узком смысле слова. С точностью до города установлены ее границы. Это такое широтное образование вдоль бассейнов рек Горынь и Припять. Но это связано, видимо, только с торговлей, так же как "путь из варяг в греки".
А было еще широкое понятие "русская земля", которое может включать в какие-то моменты Болгарию, Валахию, Литву и собственно то, что мы называем русскими землями. И возникал вопрос – что это такое?
О.О.: Да. Вот что это за объединение такое?
И.Д.: В свое время Михаил Николаевич Тихомиров очень точно сказал, что это земли, которые объединяет только одно – язык. Язык чего? Это не язык, на котором люди разговаривают. Это язык богослужений. Это этноконфессиональное понятие, судя по всему. Это все территории, на которых исповедуется христианство, а служба ведется на том, что мы называем церковнославянским языком.
О.О.: Но мы сейчас тогда говорим… В таком случае это тогда какой период? С крещения и до чего?
И.Д.: А это вопрос очень сложный.
О.О.: Просто, например, когда Тарас Бульба (это уже совершенно другое время), запорожский казак, кричит…
И.Д.: Точнее сказать – Гоголь. Потому что это Гоголь говорит с нами. Это не Тарас Бульба говорит.
О.О.: Хорошо. Но ведь когда Гоголь, XIX век, берет своего героя, который украинец и кричит "За святую Русь", он ведь имеет в виду что?
И.Д.: Православная земля.
О.О.: За православную землю?
И.Д.: Да.
О.О.: То есть, получается, если эта этноконфессиональная общность возникает со времен крещения и она живет…
И.Д.: Да, формируется это представление. Оно бытует практически до XIX века. А в какой-то степени она и в XX веке присутствует. Да и сейчас она присутствует, понимаете? Потому что идея, которая была заложена еще при Ярославе Мудром, судя по всему, как мне представляется – это идея того, что центр богоспасаемого мира переместился на эту самую русскую землю. А конкретный центр мог быть какое-то время Киев, потом это будет Владимир-на-Клязьме, потом это будет Москва. Это вопрос второй. Это кочующая такая точка…
О.О.: А то, что в этих русских городах обязательно должны быть Золотые ворота…
И.Д.: Да, это именно с этим и связано.
О.О.: Это связано именно с эсхатологическим ожиданием, что вот сюда…
И.Д.: Судя по всему, да. Потому что Киев Ярослав начинает отстраивать именно во образ Константинополя, который был отстроен во образ Иерусалима. Там есть и Золотые ворота, там есть и София. Там есть два монастыря (Святого Георгия и Святой Ирины), так же как в Киеве когда-то был. А сейчас, если вы пойдете к Софии Киевской, вы увидите, что слева у вас будет переулок Георгиевский, а справа – переулок Ирининский. Это как раз те самые монастыри точно так же назывались. То есть отстраивается город во образ Нового Иерусалима и приглашает как бы Спасителя во время второго пришествия сюда.
Но когда центр перекочевал во Владимир, во Владимире тоже появились сразу Золотые ворота…
О.О.: Которые до сих пор там.
И.Д.: Совершенно верно. А потом эта идея плавно переместилась в Москву. И Москва тоже начала отстраиваться так же. Но самый яркий пример, который у всех на глазах – это Лобное место. Что такое Лобное место? Почему оно называется Лобным?
О.О.: Место казни?
И.Д.: Нет, ни в коем случае. Точнее сказать – да, это место казни. Но кого? Лобное место, и это мы можем прочитать в источниках, или Краниево место – Голгофа. То есть Голгофа появилась прямо у нас здесь рядом.
О.О.: То есть та самая Голгофа в библейском смысле?
И.Д.: Да. Она перекочевала в Москву. Потом Борис Годунов будет пытаться построить, и построит Святая Святых, которая потом будет уничтожена поляками, когда они захватят Москву. И Поклонная гора отсюда же. То есть целый ряд таких зданий – это все формировало такое сакральное пространство в Москве. Потом, правда, эту идею Нового Иерусалима попытается вынести за пределы Москвы патриарх Никон, когда он создаст Новоиерусалимский монастырь, причем, там будет разбит Гефсиманский сад, там Истра сразу превратится в Иордан. Кстати сказать, если вы посмотрите по карте, это вообще удивительная вещь для XVII века, там отклонение минимальное от меридиана, на котором расположен ветхий Иерусалим. Как удалось сделать, я не знаю, потому что надо было изобретать хронометр, надо было определять долготу. Эта проблема была очень серьезная в то время. Так что он просто вывел эту идею из Москвы, оставив здесь идею Третьего Рима, которую потом Петр попытается вынести, судя по всему, в Санкт-Петербург.


О.О.: Игорь Николаевич, а в какой момент начинает формироваться сознание украинского народа как отдельного народа не внутри православной конфессии, а именно как народа со своим языком, как этноса со своим языком, со своей культурой? В какой момент русские стали осознавать себя как русские, а украинцы – как украинцы? Или это были совершенно два разных момента?
И.Д.: Нет, это приблизительно один и тот же момент. Это конец XV – XVI века. На Руси это постепенное формирование Московского царства, начиная с Ивана III. А украинские земли – это время заключения всех этих уний между Польшей и Великим княжеством Литовским. И чем плотнее был этот контакт вплоть до Брестской унии 1596 года, когда началось такое очень мощное окатоличивание православного населения как раз на православных землях, которые входят сейчас в состав Украины, это вызвало ответную реакцию. Знаете, на каждое действие есть противодействие, равное по силе и обратное по направлению. Вот тогда начинает формироваться в течение конца XV-XVII века украинский язык. Но такой серьезный разрыв произойдет в конце XVIII века после раздела Польши. У меня просто есть знакомый лингвист, который специально занимался вопросом о древнеболгаризмах, то есть заимствованиях из того самого литературного языка, который создают Кирилл и Мефодий, в русском и украинском языках. В основном это украинский язык.
И вот с конца XVIII века начинается резкое расхождение. То есть большая часть этих слов, которые сохранились в современном русском языке, они в украинском исчезли и заменились какими-то местными диалектными словами. Опять-таки, противодействие какому-то давлению сверху, вхождение в новую государственную структуру и противопоставление официального и народного языка.
О.О.: Когда началось это расхождение, менялось ли отношение к единым корням, к единому прошлому Киевской Руси? Просто, знаете, такой ужасно некорректный и грубый вопрос, который не можешь себе не задать. Киевская Русь, Киев и князь Владимир – они вообще чьи?
И.Д.: Это так же, как задать вопрос, если у нас с вами общие предки – это предки ваши или мои?
О.О.: Да.
И.Д.: Наши. Ни одно из существующих ныне государств не является прямым наследником, скажем, Киевской Руси.
О.О.: Я хочу понять, есть ли у нас сегодня среди восточных славян или просто вокруг той земли, которая тогда была объединена, можем ли мы кого-то считать прямыми наследниками?
И.Д.: Во-первых, мы прямые наследники культуры, которая формируется как раз в Киевской Руси, в древнерусском государстве, как его ни назови. Именно там закладываются основы этой культуры, которая продолжается сейчас и в культуре Украины, и в культуре Беларуси, и в культуре России. Это безусловно.
Что касается государственности (то есть отношения между обществом и той группой лиц, которая формирует законы и применяет силу, если эти законы нарушаются), да, есть элементы, которые были заложены еще тогда, и в современной Украине, и в Беларуси, и в России. Но это именно элементы, которые в значительной степени разошлись, и ни одно из этих государств не является прямым наследником того государства".
Полностью https://otr-online.ru/programmi/gamburgskii-schet-24869/igor-danilevskii-ob-63047.html

И.Д. - Игорь Данилевский.
О.О. - Ольга Орлова, телеведущая.
Tags: ", Древняя Русь, Нация, Понятия и определения, Православие, Русы, Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments