Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

Формирование наций

По мнению современных исследователей, формирование наций – это объективный исторический процесс. Рост абсолютизма объективно требовал уменьшения власти церкви, что привело к падению общей религиозной лояльности и к снижению социального сцепления у разноэтнического населения. В качестве альтернативной замены выступил национальный проект. Он должен был обеспечить лояльность подданного населения вне зависимости от его религиозной принадлежности и часто даже вопреки существующей религии. Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны» или «английской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.

В то же время нужно решительно отличать национализм от патриотизма. Патриотизм есть бесспорно эмоциональная ценность, и он не требует рационализации. Полное отсутствие патриотизма, как убедительно отмечает Н. Бердяев, это ненормальное, дефектное состояние. Национализм же менее природен, и есть рационализация эмоциональной жизни. Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем любовью к своему. Следует отметить, что национализм играет огромную роль в возникновении войн, он создает атмосферу войны. Но национальность может быть уничтожена, истреблена в войнах, возникших на почве национальных страстей и интересов. Война предполагает атмосферу безумия. В войне, как и в революции, на первое место выходят инстинкты людей.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).
Источник

Согласен, что нация продукт объективного исторического процесса. Но при этом надо понимать что это нация продукт эволюции отношений общественных классов, при котором классы с более высоким уровнем развития подчиняют себе классы меньшего уровня развития
Государство же есть ничто иное как механизм управления высшим классом классов низших. Т.е. можно утверждать что нация есть продукт государства, а не наоборот. Но при этом верно будет утверждение что государство производная от народа.

Соответственно национализм надо рассматривать как инструмент государства по формированию нужной ему нации. И пока все институты по "обработке" человека будут находится под контролем государства, до тех пор они будут национализировать сознание человека переводя его природный родо-племенной шовинизм (именно им руководствовался Николя Шовен) в форму "продвинутого" национализма. Обладая такими институтами(министерствами) государство (элита общества), как показывает история, без особых проблем может перевести национализм в высшую его стадию нацизма. Т.е. национализм это механизм по сплочению общества для выполнения задач не общества, а государства.

Тоже самое можно сказать и о патриотизме.
Любовь к Родине, Отчизне естественная потребность человека с рождения в самосохранении в коллективе себе подобных. Т.е. человек уже рождается патриотом, постепенно расширяя рамки этой потребности с матери на семью и с семьи на общество себе подобных.
Приступая к восПИТАНИЮ человека государство имеет целью перевести эту естественную потребность в искусственное чувство патриотизма. Примерно также как до его совершенолетия этим занималась семья (род). Иначе говоря патриотизм служит для объединения в сознании человека понятий Родина и Государство. Что соответствует древнему правилу воспитания раба в любви к своему хозяину.
Патриотизм в отличии от патриота именно эмоциональная ценность. Но ценность для государства, которое эти эмоции и развило, отключив при этом врождённое подсознание человека. И для государства отсутствие патриотизма разумеется дефектное состояние.

Потому и можно утверждать, что хоть патриотизм и национализм имеют разные основы, но цели они служат одинаковой - служению государству за счёт интересов общества.

Вывод: идеология национализма заключается не в обособлении и вычленении отдельной нации их общего числа народностей, а в  объединении народностей методом воспитания в них одинаковых приоритетов выгодных государству эту нацию формирующего.

Именно на этом и делал упор Ульянов-Ленин переформатируя объединяющую народы(племена) систему Российской империи единого русского подданства(не гражданства), в систему равноправных национальных образований (республик) определяемых по территориальному признаку, а не по этнопринадлежности населения.
Отсюда и его неприятие великоросского шовинизма, на котором старая система взрастила русского бюрократа.
Тут главное надо понять, что говоря о великоросском шовинизме Ленин отнюдь не кидал камень в "русского" в его нынешнем этническом, а тем более в национальном понятии. Он кидал его  в русского бюрократа, как представителя имперской системы управления, имеющего абсолютно различные родовые корни..

В проекте СССР этно-культурные особенности основного народа, создавая индивидуальный колорит такой нации, ни коим образом не должны были влиять на центровую идеологию марксизма-ленинизма. Вот это то влияние изжить из республиканских партноменклатур так и не удалось, т.к. каждой было выгодно интерпретировать учение в своих личных интересах. Что в итоге и привело к распаду СССР.


Tags: Государство, МОЁ, Нация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments