Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

Формирование наций

По мнению современных исследователей, формирование наций – это объективный исторический процесс. Рост абсолютизма объективно требовал уменьшения власти церкви, что привело к падению общей религиозной лояльности и к снижению социального сцепления у разноэтнического населения. В качестве альтернативной замены выступил национальный проект. Он должен был обеспечить лояльность подданного населения вне зависимости от его религиозной принадлежности и часто даже вопреки существующей религии. Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны» или «английской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.

В то же время нужно решительно отличать национализм от патриотизма. Патриотизм есть бесспорно эмоциональная ценность, и он не требует рационализации. Полное отсутствие патриотизма, как убедительно отмечает Н. Бердяев, это ненормальное, дефектное состояние. Национализм же менее природен, и есть рационализация эмоциональной жизни. Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем любовью к своему. Следует отметить, что национализм играет огромную роль в возникновении войн, он создает атмосферу войны. Но национальность может быть уничтожена, истреблена в войнах, возникших на почве национальных страстей и интересов. Война предполагает атмосферу безумия. В войне, как и в революции, на первое место выходят инстинкты людей.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).
Источник

Согласен, что нация продукт объективного исторического процесса. Но при этом надо понимать что это нация продукт эволюции отношений общественных классов, при котором классы с более высоким уровнем развития подчиняют себе классы меньшего уровня развития
Государство же есть ничто иное как механизм управления высшим классом классов низших. Т.е. можно утверждать что нация есть продукт государства, а не наоборот. Но при этом верно будет утверждение что государство производная от народа.

Соответственно национализм надо рассматривать как инструмент государства по формированию нужной ему нации. И пока все институты по "обработке" человека будут находится под контролем государства, до тех пор они будут национализировать сознание человека переводя его природный родо-племенной шовинизм (именно им руководствовался Николя Шовен) в форму "продвинутого" национализма. Обладая такими институтами(министерствами) государство (элита общества), как показывает история, без особых проблем может перевести национализм в высшую его стадию нацизма. Т.е. национализм это механизм по сплочению общества для выполнения задач не общества, а государства.

Тоже самое можно сказать и о патриотизме.
Любовь к Родине, Отчизне естественная потребность человека с рождения в самосохранении в коллективе себе подобных. Т.е. человек уже рождается патриотом, постепенно расширяя рамки этой потребности с матери на семью и с семьи на общество себе подобных.
Приступая к восПИТАНИЮ человека государство имеет целью перевести эту естественную потребность в искусственное чувство патриотизма. Примерно также как до его совершенолетия этим занималась семья (род). Иначе говоря патриотизм служит для объединения в сознании человека понятий Родина и Государство. Что соответствует древнему правилу воспитания раба в любви к своему хозяину.
Патриотизм в отличии от патриота именно эмоциональная ценность. Но ценность для государства, которое эти эмоции и развило, отключив при этом врождённое подсознание человека. И для государства отсутствие патриотизма разумеется дефектное состояние.

Потому и можно утверждать, что хоть патриотизм и национализм имеют разные основы, но цели они служат одинаковой - служению государству за счёт интересов общества.

Вывод: идеология национализма заключается не в обособлении и вычленении отдельной нации их общего числа народностей, а в  объединении народностей методом воспитания в них одинаковых приоритетов выгодных государству эту нацию формирующего.

Именно на этом и делал упор Ульянов-Ленин переформатируя объединяющую народы(племена) систему Российской империи единого русского подданства(не гражданства), в систему равноправных национальных образований (республик) определяемых по территориальному признаку, а не по этнопринадлежности населения.
Отсюда и его неприятие великоросского шовинизма, на котором старая система взрастила русского бюрократа.
Тут главное надо понять, что говоря о великоросском шовинизме Ленин отнюдь не кидал камень в "русского" в его нынешнем этническом, а тем более в национальном понятии. Он кидал его  в русского бюрократа, как представителя имперской системы управления, имеющего абсолютно различные родовые корни..

В проекте СССР этно-культурные особенности основного народа, создавая индивидуальный колорит такой нации, ни коим образом не должны были влиять на центровую идеологию марксизма-ленинизма. Вот это то влияние изжить из республиканских партноменклатур так и не удалось, т.к. каждой было выгодно интерпретировать учение в своих личных интересах. Что в итоге и привело к распаду СССР.


Tags: Государство, МОЁ, Нация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments