Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Кто такой "русский". ч.1.

Русский Мир, Русская Правда, Русская Справедливость и т.д. т.д. т.д..... Такое ощущение, что всё в этом мире крутится вокруг понятия "русские", но никто ни хрена не может дать ответа что это такое и с чем его кушать надо.

Не претендуя на оригинальность попробую найти определение этому понятию. При этом постараюсь избегать эмоциональных оценок которыми всё инфопространство исперерещено вдоль и поперёк и не акцентировать внимание на действиях русской (российской) государственности на политических и военных поприщах.


"При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется"
Аристотель
ГЛАВА 1. "РУССКИЙ" ДО НАЧАЛА 19-го ВЕКА
[В качестве пролога о происхождение слова Pωζ]
Из книги "Россия перед вторым пришествием" М.Сюзюмов.
...Известно, что византийские авторы никогда не употребляли названия “рус”, а всегда писали “рос” (οι Pωζ). В русских летописях, наоборот, нет названия “рос”. Даже в том случае, когда летописец заимствует непосредственно из греческой хроники известие о нападении народа Pωζ, на Константинополь при императоре Михаиле, термин Pωζ переводится “Русь”...

...Известия о русском народе появляются у византийских авторов не ранее IX в. Однако безбрежная церковно-схоластическая литература, безчисленные толкования на “Апокалипсис” и пророков употребляют наименование Pωζ, начиная с самого возникновения христианства. Дело в том, что название Pωζ встречается в греческом переводе Библии, у пророков. Имя народа Pωζ, связывалось с пророчествами о конце света и потому очень часто употреблялось в церковной литературе....

...При том интересе, с каким византийцы относились к пророчествам о гибели мира, совершенно естественно, что схоластические комментаторы Библии стали искать, где же обитает этот страшный народ Pωζ. Большинство церковных комментаторов помещали страну Гога и Магога по ту сторону Кавказских гор, вообще куда-нибудь подальше на север, называя их гиперборейскими народностями (т.е. народами Севера) и скифами.
Итак, название Pωζ было хорошо знакомо византийскому обществу задолго до появления русских. Опустошительные набеги русских в начале IX в. навели ужас на византийцев. К тому же созвучие названия “русь” с библейским “рос”, конечно, не могло остаться незамеченным. Невольно могла зародиться мысль, что выступивший на историческую сцену русский народ — это и есть библейский народец Pωζ, ужасный своим именем, связанным с эсхатологическими пророчествами. Понятно, почему в житии Георгия Амастридского пишется о русских:
(φθοροποιον και πραγμα και ονομα, ς.ε. нападающие русские — народ, несущий гибель и по своим делам и даже по одному имени!...

...Связь русских с библейским Pωζ была общеизвестна и в Х в. Только этим сопоставлением русских со страшным библейским народом Гога и Магога можно объяснить, почему в распространявшихся среди константинопольского населения “пророчествах” грядущая гибель Византии связывалась именно с русскими 11. Лев Дьякон тоже считает, что o i Pωζ — это и есть библейский народ Pωζ: “но что сей народ (т.е. тавроскифы) отважен до безумия, храбр и силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют, и даже божественный Иезекиль о сем упоминает в следующих словах: “Се аз навожу на тя Гога и Магога, князя Рос”...

...Само собой разумеется, что после принятия русскими христианства сопоставление русского народа с библейским Pωζ, стало совершенно неприемлемо и было отброшено. Однако библейская транскрипция Pωζ, прочно завоевала место в церковных и официальных документах Византийской империи. Как производное от Pωζ византийские авторы и чиновники императорских канцелярий изобрели название страны — Pωs i a : начиная с IX в. это название окончательно утвердилось в греческом языке. Через церковную греческую письменность и официальные акты Византийской империи — Pωs i a стала переходить и в русский язык. Иван Грозный писал слово Росийский и Росия в полном соответствии с греческим начертанием через одно “с”. В XVII в. по аналогии со словом “русский” слова “российский” и “Россия” стали писать через два “с”.

Таким образом, наряду с собственными названиями “русский”, “Русь”, в наш язык проникла утвердившаяся в IX в. под влиянием библейской транскрипции форма Росия, впоследствии Россия, российский.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Выходит, что корень "рус" опосредованно увязан с восприятием населением территории, на которой впоследствии и развивалась русская (российская) государственность. Т.е. надо признать что "русский" это представитель той или иной общественной формации (этноса) включённый в процесс формирования т.н. русского государства начиная с Рюрика.

Мировоззрение русских людей того времени основывалось на двух самосдерживающих друг друга понятиях Земли и Воли. Где Земля - прародитель, а Воля - проявление духа человека в отношениях с прародителем. Именно такое мировоззрение и предопределило отличительные черты менталитета(характера) этносов участвующих в процессе становления русской (российской) государственности.

Надо принять за данность, что вектор руссификации славянских народов во времена Рюриковичей был не столь однозначен, т.к. альтернативных путей просматривается несколько. Как то: не получится исключить из участия в становлении русской государственности с 13-го по 16-й век Великого княжества Литовского, а впоследствии заместившей его Речи Посполитой вплоть до Переяславской Рады середины 17-го века. Эти исторические отклонения от общего вектора руссификации однозначно оказали значительное влияние на формирование части славянских этносов. Можно сказать, что процесс руссификации славянских этносов значительно размывался с середины 13-го до 19-го века литвинизацией, ополячиванием и украинизацией. А это значит что вплоть до начала 19-го века не приходится говорить о наличии единой государственной системы по руссификации славянских и тюркских этносов к 19-му веку входивших в состав РИ.

Да, Правоверие(православие) как религиозная скрепа играло свою роль, но процесс религиозного становления русского человека нёс не менее кровавый и противоречивый характер, чем становление его государственности. И при этом этот процесс не ограничивался рамками территориальных разборок князей, а шёл независимо от политики огосударствления этносов.

Помимо всего прочего надо понимать что понятие "русский" носило чисто информативный характер и в основном использовалось летописцами и в официальной переписке. В быту же народы, скорей всего продолжительное время сохраняли свои племенные названия типа кривичей, радимичей, дреговичей и т.п. И если их что и объединяло так это "приписка" к тому или иному княжеству.

Исходя из сказанного можно говорить о русском человеке, как о едином идентификаторе населения территории РИ, лишь условно. По факту на ней проживали и те славянские этносы, которые исторически причисляли себя к полякам, литвинам и украинцам. При этом из них однозначно надо выделить поляков, которые успели "вкусить" собственной государственности. Касаемо же литвинов(белорусов,прибалтов) и украинцев, то приходится констатировать о наличии у них только опыта общинной формации.

Примечание. Я принципиально не прибегаю к использованию более привычных терминов малороссы, белоруссы и великороссы, чтобы акцентировать внмание не на объединяющие факторы, а на факторы эти народы разъединяющие. Объединителей ныне и без меня хватает.
+++++++++++++++++++++[Про великороссов, малороссов и белороссов.]
Озвучу основные постулаты с допетровских времён.

В течение X–XII вв. обычным названием территорий княжения Рюриков было «Руськая земля».

Выражение «Великая Русия» в XII в. было известно и за пределами правления Рюриков.

В то же время понятие «Великий» стало связываться и с некоторыми северно-русскими городами (и их областями)
На рубеже XIII и XIV вв., когда до тех пор единая митрополия всея Руси начала делиться надвое благодаря политическим событиям, появилась потребность в противопоставлении двух основных частей раздробленной страны и появились понятия «Великая» или «Большая Русь» (Maior Russia).

Изначально термин «Малая Русь» (Russia Minor) закрепился за галицко-волынскими областями и означал митрополию юго-западной Руси и политический организм Галицко-Волынской области, отделённой от Великой Руси широкой полосой литовских владений.

Из грамоты 1380 г., утвердившей разделение русской митрополии на Великую и Малую Русь, видно, что под довольно растяжимым названием «Малая Русь» понимаются вообще русские области, подчинённые Литве и Польше.

В XV в. северо-восточную Русь начинают называть «Белая Русь». Этот термин восточного происхождения обозначает «вольную, великую или светлую» державу, тогда как противоположный ей термин «Чёрная Русь», которым в это время иногда называли Литовскую Русь, значит «подчинённая, меньшая» страна.

В чине венчания на царство Фёдора Иоанновича в 1584 г. официально озвучено «Великая Росия»

В универсале гетмана Остраницы 1638 г. выражены новые понятия «отчизны Малороссийской» и «народу Малороссийского»

Слово оукраина впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1187 г.«о нем же ѹкраина много постона».

В течение XVI—XVIII веков «Украина» становится названием Поднепровья. Жителей этой территории стали называть украинцами, украинными людьми или украинниками. Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами называли и служилую польскую шляхту на этих территориях.

+++++++++++++++++++++++

Принято считать что понятия великоросс, малоросс, белорусс вошли в обиход только в 19-м века. Однако, на мой взгляд, эти понятия берут свои корни с момента появления названий соответствующих территорий. И были закреплены в сознании народов окончательно с появлением титула "Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский,......."

При этом надо признать, что костяком русской государственности в период правления Рюриковичей являлась этногруппа т.н. великороссов.
Получается, что на начало 19-го века в РИ сложился калейдоскоп из народностей воспринимавших российскую(русскую) государственность абсолютно по разному и задача монархии стояла в выработке единой системы по духовному и политическому объединению народов попавших к тому времени ей "под крыло".

Вывод. На начало 19-го века наравне с самоназванием русский (великоросс) в РИ существовали и равнозначные ему самоназвания: - литвины, поляки, украинцы, казаки. А значит понятие "русский", как бы не доказывали историки, не было единым понятием для жителей РИ и существовало только в головах столичного бомонда, русской интеллигенции и правительства. Отделить же понятие "русский" при этом от других понятий по каким-то особым признакам не получается. А это означает, что понятие "русский" к началу 19-го века можно увязать лишь с российской государственностью, и следовательно под него с позиций государства попадали все славянские этносы попавшие под эту государственность.

При этом надо учитывать, что если прежние самоназвания народов и перестали иметь для государства фактическое значение, народы всё одно продолжали жить с осознанием своей прежней самобытности и определение "русский" воспринимали номинально, точнее вторично по отношению к своей самости.
ГЛАВА 2.
Tags: МОЁ, Русы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments