Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Кто такой "русский". ч.1.

Русский Мир, Русская Правда, Русская Справедливость и т.д. т.д. т.д..... Такое ощущение, что всё в этом мире крутится вокруг понятия "русские", но никто ни хрена не может дать ответа что это такое и с чем его кушать надо.

Не претендуя на оригинальность попробую найти определение этому понятию. При этом постараюсь избегать эмоциональных оценок которыми всё инфопространство исперерещено вдоль и поперёк и не акцентировать внимание на действиях русской (российской) государственности на политических и военных поприщах.


"При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется"
Аристотель
ГЛАВА 1. "РУССКИЙ" ДО НАЧАЛА 19-го ВЕКА
[В качестве пролога о происхождение слова Pωζ]
Из книги "Россия перед вторым пришествием" М.Сюзюмов.
...Известно, что византийские авторы никогда не употребляли названия “рус”, а всегда писали “рос” (οι Pωζ). В русских летописях, наоборот, нет названия “рос”. Даже в том случае, когда летописец заимствует непосредственно из греческой хроники известие о нападении народа Pωζ, на Константинополь при императоре Михаиле, термин Pωζ переводится “Русь”...

...Известия о русском народе появляются у византийских авторов не ранее IX в. Однако безбрежная церковно-схоластическая литература, безчисленные толкования на “Апокалипсис” и пророков употребляют наименование Pωζ, начиная с самого возникновения христианства. Дело в том, что название Pωζ встречается в греческом переводе Библии, у пророков. Имя народа Pωζ, связывалось с пророчествами о конце света и потому очень часто употреблялось в церковной литературе....

...При том интересе, с каким византийцы относились к пророчествам о гибели мира, совершенно естественно, что схоластические комментаторы Библии стали искать, где же обитает этот страшный народ Pωζ. Большинство церковных комментаторов помещали страну Гога и Магога по ту сторону Кавказских гор, вообще куда-нибудь подальше на север, называя их гиперборейскими народностями (т.е. народами Севера) и скифами.
Итак, название Pωζ было хорошо знакомо византийскому обществу задолго до появления русских. Опустошительные набеги русских в начале IX в. навели ужас на византийцев. К тому же созвучие названия “русь” с библейским “рос”, конечно, не могло остаться незамеченным. Невольно могла зародиться мысль, что выступивший на историческую сцену русский народ — это и есть библейский народец Pωζ, ужасный своим именем, связанным с эсхатологическими пророчествами. Понятно, почему в житии Георгия Амастридского пишется о русских:
(φθοροποιον και πραγμα και ονομα, ς.ε. нападающие русские — народ, несущий гибель и по своим делам и даже по одному имени!...

...Связь русских с библейским Pωζ была общеизвестна и в Х в. Только этим сопоставлением русских со страшным библейским народом Гога и Магога можно объяснить, почему в распространявшихся среди константинопольского населения “пророчествах” грядущая гибель Византии связывалась именно с русскими 11. Лев Дьякон тоже считает, что o i Pωζ — это и есть библейский народ Pωζ: “но что сей народ (т.е. тавроскифы) отважен до безумия, храбр и силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют, и даже божественный Иезекиль о сем упоминает в следующих словах: “Се аз навожу на тя Гога и Магога, князя Рос”...

...Само собой разумеется, что после принятия русскими христианства сопоставление русского народа с библейским Pωζ, стало совершенно неприемлемо и было отброшено. Однако библейская транскрипция Pωζ, прочно завоевала место в церковных и официальных документах Византийской империи. Как производное от Pωζ византийские авторы и чиновники императорских канцелярий изобрели название страны — Pωs i a : начиная с IX в. это название окончательно утвердилось в греческом языке. Через церковную греческую письменность и официальные акты Византийской империи — Pωs i a стала переходить и в русский язык. Иван Грозный писал слово Росийский и Росия в полном соответствии с греческим начертанием через одно “с”. В XVII в. по аналогии со словом “русский” слова “российский” и “Россия” стали писать через два “с”.

Таким образом, наряду с собственными названиями “русский”, “Русь”, в наш язык проникла утвердившаяся в IX в. под влиянием библейской транскрипции форма Росия, впоследствии Россия, российский.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Выходит, что корень "рус" опосредованно увязан с восприятием населением территории, на которой впоследствии и развивалась русская (российская) государственность. Т.е. надо признать что "русский" это представитель той или иной общественной формации (этноса) включённый в процесс формирования т.н. русского государства начиная с Рюрика.

Мировоззрение русских людей того времени основывалось на двух самосдерживающих друг друга понятиях Земли и Воли. Где Земля - прародитель, а Воля - проявление духа человека в отношениях с прародителем. Именно такое мировоззрение и предопределило отличительные черты менталитета(характера) этносов участвующих в процессе становления русской (российской) государственности.

Надо принять за данность, что вектор руссификации славянских народов во времена Рюриковичей был не столь однозначен, т.к. альтернативных путей просматривается несколько. Как то: не получится исключить из участия в становлении русской государственности с 13-го по 16-й век Великого княжества Литовского, а впоследствии заместившей его Речи Посполитой вплоть до Переяславской Рады середины 17-го века. Эти исторические отклонения от общего вектора руссификации однозначно оказали значительное влияние на формирование части славянских этносов. Можно сказать, что процесс руссификации славянских этносов значительно размывался с середины 13-го до 19-го века литвинизацией, ополячиванием и украинизацией. А это значит что вплоть до начала 19-го века не приходится говорить о наличии единой государственной системы по руссификации славянских и тюркских этносов к 19-му веку входивших в состав РИ.

Да, Правоверие(православие) как религиозная скрепа играло свою роль, но процесс религиозного становления русского человека нёс не менее кровавый и противоречивый характер, чем становление его государственности. И при этом этот процесс не ограничивался рамками территориальных разборок князей, а шёл независимо от политики огосударствления этносов.

Помимо всего прочего надо понимать что понятие "русский" носило чисто информативный характер и в основном использовалось летописцами и в официальной переписке. В быту же народы, скорей всего продолжительное время сохраняли свои племенные названия типа кривичей, радимичей, дреговичей и т.п. И если их что и объединяло так это "приписка" к тому или иному княжеству.

Исходя из сказанного можно говорить о русском человеке, как о едином идентификаторе населения территории РИ, лишь условно. По факту на ней проживали и те славянские этносы, которые исторически причисляли себя к полякам, литвинам и украинцам. При этом из них однозначно надо выделить поляков, которые успели "вкусить" собственной государственности. Касаемо же литвинов(белорусов,прибалтов) и украинцев, то приходится констатировать о наличии у них только опыта общинной формации.

Примечание. Я принципиально не прибегаю к использованию более привычных терминов малороссы, белоруссы и великороссы, чтобы акцентировать внмание не на объединяющие факторы, а на факторы эти народы разъединяющие. Объединителей ныне и без меня хватает.
+++++++++++++++++++++[Про великороссов, малороссов и белороссов.]
Озвучу основные постулаты с допетровских времён.

В течение X–XII вв. обычным названием территорий княжения Рюриков было «Руськая земля».

Выражение «Великая Русия» в XII в. было известно и за пределами правления Рюриков.

В то же время понятие «Великий» стало связываться и с некоторыми северно-русскими городами (и их областями)
На рубеже XIII и XIV вв., когда до тех пор единая митрополия всея Руси начала делиться надвое благодаря политическим событиям, появилась потребность в противопоставлении двух основных частей раздробленной страны и появились понятия «Великая» или «Большая Русь» (Maior Russia).

Изначально термин «Малая Русь» (Russia Minor) закрепился за галицко-волынскими областями и означал митрополию юго-западной Руси и политический организм Галицко-Волынской области, отделённой от Великой Руси широкой полосой литовских владений.

Из грамоты 1380 г., утвердившей разделение русской митрополии на Великую и Малую Русь, видно, что под довольно растяжимым названием «Малая Русь» понимаются вообще русские области, подчинённые Литве и Польше.

В XV в. северо-восточную Русь начинают называть «Белая Русь». Этот термин восточного происхождения обозначает «вольную, великую или светлую» державу, тогда как противоположный ей термин «Чёрная Русь», которым в это время иногда называли Литовскую Русь, значит «подчинённая, меньшая» страна.

В чине венчания на царство Фёдора Иоанновича в 1584 г. официально озвучено «Великая Росия»

В универсале гетмана Остраницы 1638 г. выражены новые понятия «отчизны Малороссийской» и «народу Малороссийского»

Слово оукраина впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1187 г.«о нем же ѹкраина много постона».

В течение XVI—XVIII веков «Украина» становится названием Поднепровья. Жителей этой территории стали называть украинцами, украинными людьми или украинниками. Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами называли и служилую польскую шляхту на этих территориях.

+++++++++++++++++++++++

Принято считать что понятия великоросс, малоросс, белорусс вошли в обиход только в 19-м века. Однако, на мой взгляд, эти понятия берут свои корни с момента появления названий соответствующих территорий. И были закреплены в сознании народов окончательно с появлением титула "Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский,......."

При этом надо признать, что костяком русской государственности в период правления Рюриковичей являлась этногруппа т.н. великороссов.
Получается, что на начало 19-го века в РИ сложился калейдоскоп из народностей воспринимавших российскую(русскую) государственность абсолютно по разному и задача монархии стояла в выработке единой системы по духовному и политическому объединению народов попавших к тому времени ей "под крыло".

Вывод. На начало 19-го века наравне с самоназванием русский (великоросс) в РИ существовали и равнозначные ему самоназвания: - литвины, поляки, украинцы, казаки. А значит понятие "русский", как бы не доказывали историки, не было единым понятием для жителей РИ и существовало только в головах столичного бомонда, русской интеллигенции и правительства. Отделить же понятие "русский" при этом от других понятий по каким-то особым признакам не получается. А это означает, что понятие "русский" к началу 19-го века можно увязать лишь с российской государственностью, и следовательно под него с позиций государства попадали все славянские этносы попавшие под эту государственность.

При этом надо учитывать, что если прежние самоназвания народов и перестали иметь для государства фактическое значение, народы всё одно продолжали жить с осознанием своей прежней самобытности и определение "русский" воспринимали номинально, точнее вторично по отношению к своей самости.
ГЛАВА 2.
Tags: МОЁ, Русы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments