Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Кто такой "русский". ч.2.

ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2. "РУССКИЙ" С НАЧАЛА 19-го ВЕКА
Французская революция акцентировала внимание европейских правителей на процессе формирования в своих государствах единых наций с единым же отношением к государственности. Католицизм, выполнявший до сих пор роль такой скрепы, явно не мог компенсировать возрастаюший потенциал народного либерализма. В результате ими в качестве такой скрепы было выбрано триединство "свобода, равенство, братство" и переход на парламентскую форму правления.

В том же направлении попытался двинуть Россию и Александр 1-й. Но признав, что для аграрной и необъятной РИ подобная вольница смерти (распаду) подобна, решил передоверить разруливать созданную собой же проблему Николаю 1-му. Для начала зачистив декабристские настроения в элитах доставшиеся ему в наследство, последний рыцарь самодержавия стал искать альтернативные европейской "моде" варианты единения своих подданных.

Российская филосовская мысль начала 19-го века выражала собой устремления либералов, консерваторов и социалистов. И в конечном итоге была сформулирована графом Уваровым как триединство "православие, самодержавие, народность". Это триединство и стало идеологическим обоснованием политики Николая 1-го, а в дальнейшем послужило своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России.

И если в Европе государственность пошла по пути формирования единых наций с французским, германским, австрийским и пр. гражданским правом, то в РИ общество продолжало консолидироваться на понятии "русский" с позиций права подданства, но имея уже, помимо чисто юридического, и смысловое содержание. Т.е. русским стал считаться тот, кто исповедовал "православие, самодержавие, народность". Этническая же принадлежность подданного перестала иметь какое либо значение.

Примечание. Скорей всего этот диалог миф, но он объективно отражает взгляд Николая 1-го на своих подданных

Учитывая, что сделав ставку на уваровскую триаду Николай 1-й умудрился "ускользнуть" от необходимости ввода института парламентаризма, являющимся основным признаком национального государства модерна, то и говорить о русских как о нации до начала 20-го века можно лишь условно. И здесь вопрос, в отличии от пары гражданство/подданство, принципиальный:


  • Парламентаризм в отличии от монархии вырабатывает в общественной формации не только чувство первичности своего личного Я, но и осознание ответственности за своё Я перед себе подобными. Т.е. парламентаризм отвечает требованиям демократии. Что и является основным признаком современной нации.

  • Монархия же направлена на формировании в человеке как безусловного подчинения "помазаннику божьему", так и соответствующего этому чувства "А я то тут при чём?"; "Хозяин-барин" . Так что ни о какой демократии при монархии говорить не приходится. А значит верно будет говорить не о русской нации, а о едином русском народе, который и отражается в триединстве словом "народность".

+++++++++++++++++
[Памятка для подсевших на национализм]
Русский национализм это оксюморон! То есть то, чего не может быть. Если о чём с позиций национального самоосознания и можно говорить, так это о русском.... подданствеподданичестве, подданизме, поддатливости, подхалимаже. Лизоблюдстве короче. Так что не удивляйтесь, если при всем вашем русском патриотизме вас начнут обвинять в либерастии. Либерастия и есть то, что переводит особь из состояния пассивного национализма в активный нацизм. И патриотизм, как неотъемлимый элемент национализма, от такого перехода вас не спасёт.

[Памятка для подсевших на патриотизм]
"Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм." Л.Н.Толстой
Русский патриот это отражение любви к Родине, к Отчизне.
Русский патриотизм это выражение верноподданичества русскому государству, власти.


[Кратко о подданстве]
В период Империи отечественное право вырабатало юридическую конструкцию подданства - современный аналог института гражданства. Вместе с тем следует отметить, что вплоть до 1917 г. в России не существовало единого акта, регулировавшего отношения гражданства - подданства.
Понятие подданства обладает теми же качественными чертами, что и понятие гражданства; единственное различие между ними - терминологическое: подданными являются подвластные монархических государств, тогда как в государствах с республиканской формой правления подвластных трактуют как "граждан". Связь человека с государством, выраженная в подданстве (гражданстве), определяется несколькими чертами. Подданство постоянно; оно действует вне связи со временем; на него не могут быть распространены никакие оговорки о сроках давности (англичане в этом случае употребляли даже фикцию - once a subject is always a subject), подданство экстерриториально.

Население Империи подразделялось на природных русских подданных, инородцев и иностранцев. В общем смысле подданными Всероссийского императора считались и природные русские подданные, и инородцы. Терминологическое различение их обусловлено было разницею в личных правах, предоставленных русским и соответственно инородцам, с точки зрения же международного права все они составляли одну категорию подданных России.

Юридическую форму приобретения русского подданства установил еще Петр Великий; начиная именно с его царствования каждому новому монарху все население Империи приносило присягу на верность. В Московскую эпоху эта форма равно практиковалась, но заслонялась более общей - актом очередного Земского собора, избиравшего или утверждавшего нового царя на престоле. Впоследствии Павел I обязал уже все население Империи по достижении 12-летнего возраста приносить такую присягу. Исключение делалось, впрочем, только для крепостных, за которых такую присягу по Указу 1740 г. приносил помещик, но с 1861 г. основание для такой процедуры отпало и крестьяне (сельские обыватели) наравне с прочими сословиями стали совершать верноподданническую присягу. Присяга требовалась и для иностранца, вступающего в русское подданство.

Согласно праву русское подданство приобреталось по следующим основаниям:

  • Рождение: русским подданным считался любой рожденный от родителей, состоящих в российском подданстве. При этот принцип крови (ius sanguae) толковался расширительно: русским подданным считалось лицо, хоть и рожденное за границей, на иностранном корабле, и если даже только один из родителей состоял в российском подданстве (отец), то материнская линия родства получала преимущество только в том случае, если ребенок был незаконнорожденным.

  • Брак: иностранка, вступая в брак с русским подданным, автоматически считалась вступившей и в русское подданство. При этом закон не требовал от нее принесения присяги, в случае прекращения брака русское подданство за ней сохранялось.

  • Укоренение (натурализация): иностранцу достаточно было подать прошение в губернское правление по месту жительства с просьбой о приеме его в подданство. После принесения присяги, причем даже на родном языке, иностранец уже считался подданным России.


++++++++++++++
Вывод. Учитывая что триединство "православие, самодержавие, народность" соответствовало и отражало чаяния основной массы населения РИ, то можно констатировать что на начало 20-го века русским человеком считать себя мог тот, кто исповедовал это триединство.

При этом надо заметить, что увязка русский - великоросс, постепенно стала размываться и под понятие "русский" стали попадать и остальные народности РИ. А учитывая что были предприняты меры по повышению уровня образования подданных в земских и церковно-приходских школах, к русским себя постепенно стали причислять и низовые слои населения не только в городах, но и в сельской местности. Иначе говоря понятие "русский" стало терять для народа своё формальное значение подданства и всё больше приобретать значение фактическое, смысловое значение, которое можно рассматривать в парадигме выражений "Русский мир" и "Русская душа", в которых Мир и Душа формировались уже не только духовными устоями народа, но и исторической совокупностью русских государственных институтов.
ГЛАВА 3.
Tags: МОЁ, Русы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments