Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

Об опасности единобожия в мире, где богов много

Оригинал взят у greenorc в Об опасности единобожия в мире, где богов много


— Стой, где очерчен мелом круг! Как мне приятен твой испуг...
Ария, "Отшельник".
См. предыдущий текст.
Еще одно отличие многобожия от единобожия — совершенно иная картина мироздания с позиции человека.
Мир многобожия — это мир, в котором боги имеют позиционирование. Во всех смыслах этого слова, в том числе в географическом. Условный Гермес может быть на Олимпе, может улететь на соседнюю планету, а может заглянуть к вам в гости. Условный Зевс имеет одни возможности и интересы, а условная Афина — другие. Ритуал обращения и жертвоприношения к тому или иному богу тоже будет отличаться, ну и разумеется, отличаться будут имена богов — если вы обращаетесь с молитвой к Деметре, это совсем не то же самое, что обращаться к Аполлону. Просто потому, что это разные боги, возможно, некоторые даже враждебные друг другу.


Мир же единобожия — это не просто мир одного-единственного Бога. Как если бы, например, все боги умерли, а остался бы один Гермес, который от скуки носился бы по галактикам, иногда заглядывая на грешную Землю. Нет, это мир Единого Бога. Этакий Богомир. Мир, в котором Бог вездесущ и всеведущ, всемогущ и всеслышащ. Богословы христианские не случайно пришли к понятию Бога как Абсолюта, включающего в себя вообще все. Концепция логически абсурдная, но в то же время и совершенно для единобожия закономерная. Единый Бог — Он не здесь и не там, Он даже не везде вокруг вас — это вы сами находитесь в Нем. Но даже если чье-то представление об Едином Боге не столь радикально, все равно Он, безусловно, остается с атрибутами всеведущего и всемогущего.

В мире Единого Бога была бы невозможна и бессмысленна такая вещь, как религиозный культ.
Представьте себе мир, в котором люди могут связываться друг с другом, на любом расстоянии, просто посредством мысли. Могли бы в таком мире существовать мобильные телефоны или рации? Или представьте себе мир, где любые болезни лечат наложением рук, причем это умеет каждый — едва ли в этом мире возникли бы больницы и поликлиники.

Глядя на (например) православие, мы видим все характерные признаки не единобожия отнюдь, а именно многобожия. Не в том смысле, конечно, что православные поклоняются пантеону богов (см также предыд. часть). А в том смысле, что православие — вещь невозможная в мире Единого Бога, но зато органичная в мире, где богов много.
Мы привыкли к идее монотеизма настолько, что попросту не замечаем, что она совершенна чужда нашему миру и, в самую первую очередь, она чужда монотеистическим религиям.
Вот, например, идея жертвоприношения богу — она безумна в мире Единого Бога, но глубоко органична для мира языческого. Жертва возникает как способ обратить на себя внимание могущественного персонажа: дабы испросить милость, отвести гнев, выказать покорность, наконец по смыслу это попросту подарок и/или дань. Конечно, верующие придумали ответ на это — мол, жертва не нужна Единому Богу, но (зацените финт ушами) она нужна самому верующему. Ога. Но видите ли, парни — дело даже не в том, что это совсем уж тухлый аргумент, измысленный в качестве объяснения задним числом. Дело в том, что жертвоприношение просто не может возникнуть, как таковое, в мире Единого Бога.
Точно так же, как в мире Вездесущего Бога не может возникнуть храм. Точно так же, как в мире Всемогущего Бога не может возникнуть современный обряд причастия.
Точно так же, как в мире Всеведущего Бога не может возникнуть молитва. Обращаю внимание — не только обряд типа стояния долгими часами в специально построенном и по особым правилам украшенном здании, но и не может возникнуть молитва вообще, как явление. Даже как краткое мысленное обращение типа "Господи, помоги мне в этом деле".

Когда мы видим, что происходит во время "богослужения" (тм) в алтаре православного храма — мы видим практику чисто языческую. Практику, которая просто не возникла бы в мире Единого Бога. Люди говорят, что они поклоняются Единому Богу, а что их формат поклонения слизан с языческих практик, так то потому, что мол "людям так удобнее и понятнее". Они не понимают, что сам мир был бы совершенно иным, будь Бог Единым. Был бы, но не является.

Это подобно тому, как если бы плохой писатель-фантаст придумал мир, где люди имеют способность к левитации, но описал бы его во всем остальном таким же, как наш: с дверями на первых этажах и межэтажными лестницами, с калитками в заборах, автомобилями, асфальтированными дорогами... В таком мире способность к левитации выглядела бы надуманной художественной "заплаткой". Вот такой же надуманной заплаткой выглядит единобожие в нашем мире. И люди, объясняющие, зачем в мире всемогущего и вездесущего Абсолюта нужно ставить свечки или бороться с ересями, выглядят как тот самый фантаст, которого спросили — а зачем вашим летающим людям лифт в многоэтажке?
Льюис, кажется, сказал: "придумать зеленое солнце легко, трудно придумать мир, в котором оно выглядело бы естественным". Так и здесь — о том, что Бог суть Абсолют нам рассказывают люди, чье мышление и поведение абсолютно подчинено логике многобожия.

Когда, например, старообрядцы ценой жизни отказывались креститься тремя перстами вместо двух — это что? Или когда православные настаивают на Троице и на "богочеловечности" Христа, это что? Это боязнь ошибиться с адресатом — абсурдная в мире Всемогущего Единого, но вполне понятная в мире, где адресатов много и всемогущих среди них нет.
Представьте себе, что вы при телефонном звонке перепутали номер. Вместо цифры "2" набрали "3". Вы не дозвонитесь, или дозвонитесь не туда. Вот он, ужас многобожника — а ну как не туда дозвонишься...
Люди говорят о Вездесущем Боге, а сами боятся лишнюю букву в Его имени допустить. Люди говорят об Абсолюте, и тут же предупреждают об опасности аскетических практик — мол, очень легко обмануться и впасть в опасное духовное заблужение! Люди всерьез уверены, что сочтя Христа пророком, а не лицом Бога-Троицы, они попадут в ад. В ад, Карл! Нифига себе у них религия, а? То есть получается, что не к Единому Богу обращаются с молитвой, а как по минному полю ходят. И это мир единобожия? Да не смешите...
Современные христианские богословы отрицают магизм, но сами мыслят именно в рамках магизма. Обряды проводят именно как магические. Осторожность мага в оккультных практиках понятна, цена ошибки может быть высока. Осторожность православных аскетов в духовных практиках выглядит странной — они же, по идее, у Бога за пазухой своими практиками занимаются. Однако, они в один голос твердят, что мол реально опасно. Мы видим здесь, что декларируется одно, а в реальности имеет место нечто совсем другое.



И здесь возникает вопрос: а зачем было придумывать единобожие в мире, где царят сложные расклады между различными силами? Зачем было изобретать всемогущество в то время, когда опасность вполне реальна? И, самое главное, кому это было выгодно?


Видите ли, в мире реального многобожия — и только в нем — становится действительно важно, кому адресована жертва или молитва, и какие использованы практики. По той же логике, по которой оккультисту очень важно, чтобы меловый круг на полу был проведен без разрыва.

Единобожие нужно, чтобы провернуть с сознанием человека пару приемов, лишив его здоровой подозрительности и превратив его в верующего. Видите ли, если Бог всемогущ, то Он не допустит подмены и искажения в Его религии, а значит в ее положения можно верить спокойно. И если Бог всемогущ, то в окружающем мире все происходит с Его соизволения.

Провернув такое с сознанием человека, вы далее можете изменить его религиозные практики до неузнаваемости. И хорошо, если от них нет и не было никакого толку, за исключением эффекта плацебо. А ну как они имели значение тогда и имеют, только уже совсем другое, сегодня?


Смотрите, мы живем в изолированном мире, мы не знаем внешних раскладов. Мы не знаем внешних игроков. Когда христианин обращается к Отцу или к Иисусу, или мусульманин к Аллаху, или иудей к Яхве — к кому они обращаются? Если Бог Един, то понятно, к кому. А если нет?

Сегодня православный священник обращается к Богу, стоя за жертвенником, символизирующим ветхозаветный иудейский жертвенник. Его одежда сделана в духе одеяния ветхозаветного первосвященника. Он считает, что приносит жертву тому самому Богу, который устроил геноцид земли обетованной и убивал детей, чтобы шантажировать этим фараона. Точно ли это тот самый Бог, что и Отец, о котором рассказывал Иисус? Что если нет? Что за жертва приносится и кому, в таком случае?

Само причастие сегодня готовится так, чтобы символизировать жертвенное заклание животного. Одновременно, имея в виду под заколаемым Христа. В православном предании приводятся случаи, когда люди в момент причастия начинали видеть в Чаше, вместо хлеба и вина, плавающего в крови младенца. Что это за страшная жертва? Разумеется, в православии этому есть объяснение и такие случаи считаются чудом, даваемым в подтверждение истинности и значимости причастия. Но не слишком ли страшен этот знак? Осознаете ли вы цену возможной ошибки, если в обряде произведены подмены? А они произведены вне всякого сомнения, потому что даже если в Евангелиях описание Тайной вечери исторически достоверно, современный обряд совершенно на нее не похож.

На чем основана уверенность православных, что все окей и что так и надо делать? Она основана на единобожии. Бог же всемогущ и потому нелепа сама мысль, что Он мог допустить кощунственное искажение главного таинства своей Церкви и чудовищный обман верующих в Него. То есть уверенность православных в своей религии основана на том же, на чем основана уверенность мусульман в своей.

В этой связи интересна, кстати, печальная судьба русского народа (и греческого, кстати, тоже, и сербского). При желании, можно ее рассматривать как ниспосланное свыше испытание, по принципу "кого люблю, того и бью". А можно рассматривать иначе. Например как то, что совершая бездумно опасные практики, можно оказаться под властью того, кого не принято поминать к ночи.

ПС. Рекомендуется также прочесть вот эти тексты Хрусталева с форума: http://greenorc.livejournal.com/971770.html


Tags: Изменение сознания, Православие, Религии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments