Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

ПЕДАГОГИКА ПОСЛУШАНИЯ

Оригинал взят у v_ersilov в ПЕДАГОГИКА ПОСЛУШАНИЯ
Из концепции М.А.Балабана
http://школа-парк.рф/wp-content/uploads/2017/03/ZHurnal-Pedagogicheskie-tehnologii-SHkola-park-1.pdf
(вставки в квадратных скобках и жирный шрифт -- мои)


Вспомним, что испокон веку каждый получал вполне актуальное образование. Оно было включено в уклад семейной жизни и дела: на ферме, в мастерской, лавке или конторе, где всегда существовала особая учебная периферия. Массовое образование стало ритуалом совсем недавно — в XVII веке, когда превратилось из реального дела в послушание.

Многие плохо представляют историю развития школьного образования. Некоторые авторы явно видят замкнутые классы, уроки и предметы в Аристотелевом лицее, тогда как в Ликеуме был первый Парк Открытых студий, одна из которых принадлежала Аристотелю. Как своеобразную «высшую класс-школу» до сих пор представляют даже средневековые университеты. На самом деле они были корпорациями студентов, нанимавших у факультетов (профессорских корпораций) по мере надобности тех или иных экспертов-профессоров.

Свободные парк-школы Афин, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель держали свои открытые студии, не выдавали стандартных аттестатов. Ученики там не закрепощались по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они не лишались возможности постоянно и очень активно делать свой собственный, личный и ответственный (но не обреченно окончательный) выбор предмета, студии, педагога и самой школы как способа организации личного творческого досуга.

Жёсткий катехизис пассивно усваиваемого «объективного знания», передаваемого как откровение свыше по единому плану и расписанию, появился вместе с самой класс-школой только в XVII веке. Появлению класс-школы способствовало то, что:
■ В 1620 году в своем «Новом органоне» Ф.Бэкон сверг «идолов» нормального и действенного плюрализма знаний, укрепляя власть и гнёт единого нового идола Науки, жёсткой логики якобы «Объективного» Знания.
■ В 1637 году в своих «Беседах о методе» Р.Декарт показал, что добыть это гранулированное знание можно за счёт того, что всякий объект следует раскрошить «до предела» на поддающиеся счету элементы.
■ В 1656 году вышла «Великая дидактика» Я.А.Коменского, который изобрёл классно-урочную машину для массового скармливания этого препарированного знания под видом всеобщего образования.

Созданная Коменским для узкой цели обучения грамоте структура классно-урочных ритуалов оказалась более мощным орудием, чем ожидалось... Укрепление школы привело к развитию индустрии и даже к появлению индустриальной цивилизации, из которой мы сейчас ищем выход в постиндустриальное общество.

Массовая школа разрушила природный орган частного развития всех социально обратимых духовных ценностей. Именно в частном общении личный опыт старших развивается, обогащается и структурируется под влиянием наивных вопросов младших... Освобождая семью от учебных обязанностей, класс-школа упраздняет ее главную функцию — органической инфраструктуры, обеспечивающей внутренний, частный цикл обращения человеческого знания... Как только семья перестала служить органической основой духовного развития личности, её производственные и экономические функции пришли в упадок.

Главный урок класс-школы заключается в том, что ей удалось не только уцелеть, но и НЕЗАМЕТНО провести глобальную реформу всего уклада жизни общества.

Для проведения жёстко упорядоченного классно-урочного обучения нужно неукоснительно соблюдать все технические условия. Одним из них является одновозрастная горизонталь класса. Отступление в этой одной точке приводит к разрушению всей системы. Например, выпускники пушкинского Лицея (где вместо одновозрастной горизонтали нечаянно сформировалась активная разновозрастная вертикаль) не получили жесткого классно-урочного образования. Там, где дети естественно делятся на старших и младших и где не действует школьная отметка как главный инструмент насилия, разрушаются многие школьные ритуалы.

[Педагогика послушания (классно-урочная школа) завела цивилизацию в тупик инфантильности]. Инфантильность -- всеобщий (а потому малозаметный) порок. Он лишь частично компенсируется такими социальными технологиями, как «профессиональное» разделение труда... Духовная тирания казенного знания так мощно определяет положение ученика в этом мире, что сохранить духовное здоровье могут лишь немногие. Остальным приходится преступать природные задатки собственного развития, превращаясь в духовно неполноценную личность со всеми ее комплексами.

[Концепция Милослава Александровича Балабана (1927-2005) «Школа-парк», впервые опубликованная в газете «Первое сентября» в 1992 году (№24)], "задала новые рамки: от замкнутых одновозрастных классов нужно отказаться как можно скорее, обучение должно идти в открытых образовательных пространствах, это даст возможность детям развивать собственные способности, а педагогам придется учитывать таланты каждого ребенка... Милослав Балабан разработал технологию организации разновозрастных студий, в которых каждый ученик сможет найти своего учителя, а каждый педагог обязательно будет искать новые пути взаимодействия с детьми" [О.М.Леонтьева (Балабан), с.3-7].
_ _ _ _ _ _ _
Статья опубликована на АШ https://aftershock.news/?q=node/515759
Tags: Учебники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments