Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

ПЕДАГОГИКА ПОСЛУШАНИЯ

Оригинал взят у v_ersilov в ПЕДАГОГИКА ПОСЛУШАНИЯ
Из концепции М.А.Балабана
http://школа-парк.рф/wp-content/uploads/2017/03/ZHurnal-Pedagogicheskie-tehnologii-SHkola-park-1.pdf
(вставки в квадратных скобках и жирный шрифт -- мои)


Вспомним, что испокон веку каждый получал вполне актуальное образование. Оно было включено в уклад семейной жизни и дела: на ферме, в мастерской, лавке или конторе, где всегда существовала особая учебная периферия. Массовое образование стало ритуалом совсем недавно — в XVII веке, когда превратилось из реального дела в послушание.

Многие плохо представляют историю развития школьного образования. Некоторые авторы явно видят замкнутые классы, уроки и предметы в Аристотелевом лицее, тогда как в Ликеуме был первый Парк Открытых студий, одна из которых принадлежала Аристотелю. Как своеобразную «высшую класс-школу» до сих пор представляют даже средневековые университеты. На самом деле они были корпорациями студентов, нанимавших у факультетов (профессорских корпораций) по мере надобности тех или иных экспертов-профессоров.

Свободные парк-школы Афин, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель держали свои открытые студии, не выдавали стандартных аттестатов. Ученики там не закрепощались по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они не лишались возможности постоянно и очень активно делать свой собственный, личный и ответственный (но не обреченно окончательный) выбор предмета, студии, педагога и самой школы как способа организации личного творческого досуга.

Жёсткий катехизис пассивно усваиваемого «объективного знания», передаваемого как откровение свыше по единому плану и расписанию, появился вместе с самой класс-школой только в XVII веке. Появлению класс-школы способствовало то, что:
■ В 1620 году в своем «Новом органоне» Ф.Бэкон сверг «идолов» нормального и действенного плюрализма знаний, укрепляя власть и гнёт единого нового идола Науки, жёсткой логики якобы «Объективного» Знания.
■ В 1637 году в своих «Беседах о методе» Р.Декарт показал, что добыть это гранулированное знание можно за счёт того, что всякий объект следует раскрошить «до предела» на поддающиеся счету элементы.
■ В 1656 году вышла «Великая дидактика» Я.А.Коменского, который изобрёл классно-урочную машину для массового скармливания этого препарированного знания под видом всеобщего образования.

Созданная Коменским для узкой цели обучения грамоте структура классно-урочных ритуалов оказалась более мощным орудием, чем ожидалось... Укрепление школы привело к развитию индустрии и даже к появлению индустриальной цивилизации, из которой мы сейчас ищем выход в постиндустриальное общество.

Массовая школа разрушила природный орган частного развития всех социально обратимых духовных ценностей. Именно в частном общении личный опыт старших развивается, обогащается и структурируется под влиянием наивных вопросов младших... Освобождая семью от учебных обязанностей, класс-школа упраздняет ее главную функцию — органической инфраструктуры, обеспечивающей внутренний, частный цикл обращения человеческого знания... Как только семья перестала служить органической основой духовного развития личности, её производственные и экономические функции пришли в упадок.

Главный урок класс-школы заключается в том, что ей удалось не только уцелеть, но и НЕЗАМЕТНО провести глобальную реформу всего уклада жизни общества.

Для проведения жёстко упорядоченного классно-урочного обучения нужно неукоснительно соблюдать все технические условия. Одним из них является одновозрастная горизонталь класса. Отступление в этой одной точке приводит к разрушению всей системы. Например, выпускники пушкинского Лицея (где вместо одновозрастной горизонтали нечаянно сформировалась активная разновозрастная вертикаль) не получили жесткого классно-урочного образования. Там, где дети естественно делятся на старших и младших и где не действует школьная отметка как главный инструмент насилия, разрушаются многие школьные ритуалы.

[Педагогика послушания (классно-урочная школа) завела цивилизацию в тупик инфантильности]. Инфантильность -- всеобщий (а потому малозаметный) порок. Он лишь частично компенсируется такими социальными технологиями, как «профессиональное» разделение труда... Духовная тирания казенного знания так мощно определяет положение ученика в этом мире, что сохранить духовное здоровье могут лишь немногие. Остальным приходится преступать природные задатки собственного развития, превращаясь в духовно неполноценную личность со всеми ее комплексами.

[Концепция Милослава Александровича Балабана (1927-2005) «Школа-парк», впервые опубликованная в газете «Первое сентября» в 1992 году (№24)], "задала новые рамки: от замкнутых одновозрастных классов нужно отказаться как можно скорее, обучение должно идти в открытых образовательных пространствах, это даст возможность детям развивать собственные способности, а педагогам придется учитывать таланты каждого ребенка... Милослав Балабан разработал технологию организации разновозрастных студий, в которых каждый ученик сможет найти своего учителя, а каждый педагог обязательно будет искать новые пути взаимодействия с детьми" [О.М.Леонтьева (Балабан), с.3-7].
_ _ _ _ _ _ _
Статья опубликована на АШ https://aftershock.news/?q=node/515759
Tags: Учебники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments