Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

Крестьянская община и ее влияние на русский характер

Глава из книги А. В. Павловской «Русский мир: характер, быт и нравы» (М.: Слово/Slovo, 2009).

(приводится в сокращении.)
Одна из самых острых и спорных проблем современной жизни непосредственно связана с крестьянскими устоями. Сегодня много и уже как-то привычно говорят об общинном, коллективном или коллективистском сознании русского народа, его особой «соборности». Кто-то видит в этом главное достоинство русской жизни, залог преодоления общественных проблем. Другие полагают, что именно это мешает развитию индивидуализма и капитализма в России, рождает ненависть к «выскочкам», т. е. к успешным деловым людям, в конечном счете тормозит экономическое развитие страны. В последнее время появилось мнение, что общинность, коллективизм вообще не свойственны русскому человеку, а являются лишь домыслами сторонников особого пути развития России. За последние три века подобные споры велись не раз, особенно обострялись они в поворотные моменты русской истории: в середине XIX в. накануне великих реформ, этой своеобразной «перестройки» XIX в., в начале XX в. накануне революции, в 1920-е гг., перед началом коренного перелома в жизни русской деревни и т. д.
Перейти и читать оригинал статьи полностью


Из комментариев


dralexandra
"Коллективный труд" и "коллективное ведение хозяйства" - это не одно и то же.

"Вся земля, обрабатываемая крестьянами, находилась во владении общины. В личном потомственном владении крестьян находились только дворовые участки. Пахотные же земли община делила между крестьянами-общинниками. Причем во главу угла был положениях принцип справедливости в том виде, в каком его понимали крестьяне. Все пахотные земли, находившиеся в общем переделе, мир делил на равные участки. Земли у общины могли быть разные — хуже и лучше, рядом с деревней и за рекой. Каждый получал свои полосы в разных местах, так что всем доставался кусок и хорошей, и плохой, и дальнейшего, и ближней земли."

Согласитесь, вот такой системы сделать шаг к колхозу психологически намного проще, чем если земля является обычным товаром и каждый крестьянин ее попросту покупает.

jaroslavec
Я не вижу никакого коллективного труда (разумеется, кроме принудительных отработок типа починки дорог или помощи бедствующим).
Было коллективное землевладение, ограниченное долгосрочными, вплоть до жизни поколения, переделами земли, причем свой надел можно было сдать в аренду.

А колхоз-это именно коллективный труд, барщина на государство, с изъятием в пользу нового барина основного имущества крестьянина-скота и сельскохозяйственных орудий, "вознаграждаемый" , и то не всегда, жалким рационом.

Так что-извините.

Не удивлен, в совочков все аргУменты такие, с известным этническим колоритом.
Сразу видно наставников.


mumis34
="Вся земля, обрабатываемая крестьянами, находилась во владении общины.=
Здесь главное что во владении (читать в пользовании), а не в собственности. Вся земля в РИ находилось во владении -в собственности царя-монарха, как посаженника Бога и передавалась в пользование дворянам за заслуги перед монаршьим домом. Отсюда и "за Бога, царя и отечество". Где царь представитель Бога на земле. А вот распределение земли да, можно сказать было коллективным и введении общины. Отсюда и понятие "чересполосица". Т.е. механизмы смены земельных участков с промежутком в пять-десять лет.
Ровно по этой причине солдаты и ломились с фронта, так наступило время как раз такой смены. Так что разговор о передаче земли крестьянам надо рассматривать с то позиции, что крестьян не столько интересовало право собственности на землю, сколько право, но не на помещичьих или царских, а на коллективных условиях ее обслуживать. Тем более что царь отказался от своего местобога.
Выполнение этого условия большевики им и предоставили в виде колхозов. Другой разговор что партия при этом стала объединителем общин-колхозов и заставляла общины участвовать в жизни государства, которое было заявлено как рабоче-крестьянское. Здесь большевики четко уловили настроения в народе, согласно которым Земля-прародительница не может быть в собственности у кого либо.
Но здесь свое слово сказали птенцы Столыпина в виде кулаков-нуворишей. Которые во время столыпинских реформ с начала века больше всего расплодились как раз на УкрАЙне. И именно они и повылазили из ковров во время ВОВ. Отсюда и пресловутое хатаскрайничество, которое все-таки дало свои ростки. Отсюда и подобное...

ОТВЕТ КРЕСТЬЯН с. Лоцманской Каменки на листовку под названием «Родные наши братья – украинцы»

Кто и когда писал эту листовку неизвестно. Но мы хорошо понимаем. Наш ответ нескладен, зато правдив. Мы без подхода, а прямо, как оно на самом деле есть, отвечаем: - Разбойники, кровопийцы - комиссары, политруки и все остальные возле них дураки божьи.
Красная армия не временно, а навсегда разбегается, вполне сознательно полками и дивизиями складывает оружие и идет в плен к Великой Немецкой Армии, оставляя отдельные районы, и вскоре оставит всю Украину растрепанную, истощенную, высосанную мать нашу.
Немецкая Армия нам не вражеская, а братская. Нас, украинцев, она вызволяет из коммунистической кабалы, порабощения, рабства неслыханного.
Трудолюбивый, культурный и правдивый немецкий народ поможет нам, украинцам, хозяйничать на оплаканных, залитых кровью полях, землях, недрах, заводах, морях - везде. Немецкий народ к нам, украинцам, не жестокий, а любезный, приветливый, вежливый. Не он нас грабит, не убивает, не насилует женщин и не разрушает сел. Наоборот, защищает от вашей кровавой разбойничьей руки грудью своими, жизнью своей. Разрушают села, убивают женщин, детей, стариков коммунистические пушки из-за Днепра.
Вы начали жечь хлеб, уничтожать скот, имущество. А друзья наши, немцы, помогают нам собирать урожай и делить его между собой.
Немцы нас не завоевывают. Они уничтожают паразитов, грабителей и помогают освобожденному украинскому народу строить свою жизнь так, как надо, как сам народ хочет. Вы советуете прятать хлеб и засаливать мясо и закапывать. Спасибо за совет - оставьте его для себя. Ведь с того счастливого времени, как вас, палачей, не стало, других врагов у нас нет. Еще советуете поддерживать связь с партизанами. Не понимаем. Потому что никаких партизан у нас нет и не будет.
Прощайте.. Чтобы, пока будет существовать мир, вас не видеть и не слышать поганого имени вашего.
По поручению села Лоцманской Каменки подписал Алексей Девлад.
Октябрь 1941 года


ЗЫ. Вопрос землепользования не поднимался и в советское время. Лично я столкнулся в 90-х с фактом того, что владельцы частных домов в подавляющем большинстве считали что участок земли при доме находится у них в собственности. Один мне даже копии квитанций лет за 20 приволок, в которых назначением платежа было указано "плата за землю". Помню его ошарашенность когда я доказал ему что это была не его земля, а земля государственная. Т.е. это был не налог, а арендная плата.
Ровно тоже самое происходит и сейчас. Вы считатете что ваша квартира недвижимость? Как бы не так. Недвижимость есть совокупность прав на землю и строение. Мои попытки провести кадастрирование кварталов многоэтажной застройки с учету прав собственности на землю в едином документе при регистрации квартиры, после консультаций с ельциновскими земельщиками, были задвинуты под сукно. И до сих пор этот вопрос так и не решен.


dralexandra
= Отсюда и подобное... =

Да-Да. Исключительно на Украине при немцах газеты выходили. :-)

"Немецкие издания на территории России в годы Великой Отечественной войны были представлены, в основном, русскоязычными газетами и журналами, разовые тиражи которых доходили до 100 тыс. экземпляров. Известными оккупационными многотиражками были псковская газета «За родину», орловская «Речь» и смоленская «Новый путь», кстати, редактором оккупационной немецкой газеты «Новый путь» стал бывший редактор газеты «Рабочий путь», что является примером распространенного сотрудничества работников советской прессы с немцами в годы Великой Отечественной войны, аналогичный случай произошел с редактором газеты «Псковский Колхозник», он стал редактором оккупационной немецкой газеты «За родину», причем вместе с ним к немцам перешла вся редакция, исследователи определяли подобное чистейшим коллаборационизмом.
С 22 марта 1942 года в Смоленском районе в количестве 150 тысяч экземпляров выходила специальная газета для крестьян «Колокол». ... Даже в небольших городках, порой, выходили собственные газеты, например, в станице Лабинской, причем редактором оккупационного СМИ был местный школьный учитель русского языка и литературы, впоследствии осужденный на десять лет."

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/38/Pravda_Adolf_Hitler.jpg

mumis34
Это то к теме общин какое отношение имеет? Вы не путайте обыкновенное: предательство с проявлением частнособственничекой ментальности. А то что эта ментальность лежит в основе украинства, так это на мой взгляд неоспоримо.
Лишний раз о букафке "инить" в слове УкраIна могу напомнить. А ограниченная общинность есть главный внутренний враг ЛЮБОЙ современной государственной системы. В СССР эту проблему снимали по своему, в США общинность купируют по своему, Хартия ЕС еще один вариант снятия потенциального низового бунта.

В РФ же, сколько бы Путин не упоминал о возрождении Земств при уже ратифицированной 20-ть лет Хартии, никаких движений в этом направлении не делается. Ровно по той причине что власть понимает, что при акцентировании вопроса все вернется к местным Советам народных депутатов, разогнанным в 93-м. А как только Советы появятся, то и вопрос о национализации и возврате к социалистической экономике сразу начнет примет актуальные формы и из дискуссиноой сферы перейдет в сферу практическую.
Отсюда и всякие ОНФы, Сути времени, НОДы, ПВО и пр.проекты Кремля иммитирующие общественную активность и сжигающие потенциал проявляющихся пассионариев.

Tags: МОЁ, Общество, Русский мир, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments