Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

Славянофильство и западничество



— Две партии (не политические, а общественные) выступали с проектом реформ. Они понимали, что реформы нужны, что страна в эпоху Николая I находится в определенном застое и нужно куда-то двигаться. Но если западники считали, что реформы эти должны идти по пути Великой французской революции, то есть, условно говоря, к республике, к парламенту, к гражданским и политическим свободам, то славянофилы полагали, что «в свободе реформы… рабский труд», как писал Хомяков в «Семирамиде». И реформа тем успешнее и тем удачнее, чем полнее и шире она опирается на предания. Что, прежде чем начать заниматься реформами, мы должны понять, в чем заключается наше сокровище, наше достоинство, предание. Взгляд славянофилов тоже был обращен в будущее, но они призывали осуществлять реформу не на голом месте, не на вычищенном участке, а опираясь на фундамент той культуры, который был создан восточным христианством — православием.

— Что лежало в основе и славянофильства, и западничества? Очень просто: философия Гегеля. Философия, гласящая о том, что действительность становится разумной, и то, что действительно, то разумно, потому что является определенной фазой в становлении, в раскрытии мирового духа, абсолютного духа. Этот дух может раскрываться и в политических формах, и даже в гильотине. А может раскрываться и в предметах быта — в бороде, в кулебяке, в птице-тройке, в любви русских к быстрой езде, например. Все это своего рода феноменология духа. И вот эта тотальность Гегеля, увлеченность русских интеллектуалов, как западников, так и славянофилов, гегелевской философией была едко высмеяна поэтами того времени.

— Западники стремились привнести в Россию, в русскую монархию определенные черты западноевропейской либеральной мысли, идущей от Локка. Привнести понятия о гражданских правах и свободах, о конституции, о достоинстве человеческой личности. Борис Алмазов иронически будет писать: «По причинам органическим / Мы совсем не снабжены / Здравым смыслом юридическим, / Сим исчадьем сатаны. / Широки натуры русские, / Нашей правды идеал / Не влезает в формы узкие / Юридических начал». Этот вечный спор о законе и благодати: мы не хотим жить в правовом государстве, мы не хотим выполнять правовые нормы, но мы говорим, что есть нечто высшее, чем право, есть благодать, есть некая добродетель. Западники считали: не нужно нам благодати. Нам нужны юридические начала, формальное право. А славянофилы искали выход из ситуации в неких органических формах жизни. Соборность как особая форма коллективности — это и не индивидуальность, с одной стороны, и не толпа, с другой стороны, но единство в вере и духе, которое человек испытывает, когда вместе в храме во время литургии все хором читают «Отче наш». Цельный разум.
© ПостНаука, 28 октября 2014
Tags: Видео, Русский мир, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments