Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Государственное регулирование экономики (часть 1)

Оригинал взят у ss69100 в Государственное регулирование экономики (часть 1)

Government-regulationВо всех развитых странах с провозглашаемой рыночной экономикой реально рыночный механизм дополняет инструменты государственного регулирования.

В некоторых странах рынок даже пытаются ставить во главу угла, отдавая тем самым управление своим долгосрочным развитием тем, кто озабочен выстраиванием долгосрочных сценариев как во внешней, так и, особенно, в глобальной политике.

Особенности России в том, что, во-первых, идёт переход от одного экономического строя с жёстким доминированием государственного аппарата в экономике к другому, основанному на развитии рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих отраслевых звеньях ещё не сложились.

К тому же этот процесс своеобразно окрашивается тем, что после развала СССР была попытка полностью исключить государственное регулирование, как инструмент управления экономикой, что нанесло ощутимый вред экономике в целом и поставило по многим показателям страну в зависимость от внешних суверенов, то есть был утрачен экономический суверенитет.

Этот материал мы сделали из двух частей. В первой части, представляемой вашему вниманию, мы рассмотрим как представляют сегодня в либеральных теориях госрегулирование, а потом сравним с тем, как это должно быть на самом деле.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы

elec.ruj
Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и её национальной безопасности

Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики

Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объём ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путём проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:


  • снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платёжного баланса, упадку промы­шленного производства, росту безработицы;

  • отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

  • девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

  • обесценение сбережений граждан;

  • снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны.

Однако, хотим обратить ваше внимание на то, как в данном фрагменте мы в классическом либеральном стиле описали инфляцию:


  • во-первых, обратите внимание на эту уловку: «под стабилизацией экономики понимается… когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: ..инфляция», — т.е. подразумевается, что для экономики нормально, когда инфляция даже в развивающейся экономике имеет какой-то «оптимальный уровень», что противоречит элементарной экономической логике, поскольку в экономике развития ссудные ставки — основной генератор инфляции — должны быть равны нулю, тогда и сама инфляция будет стремиться к нулю. Таким образом, оптимальный уровень инфляции для развивающейся экономики — это нуль.

  • во-вторых, мы неоднократно писали (http://m3ra.ru/2014/08/08/boevaya-econom-oper/,http://m3ra.ru/2014/08/16/centrobank/, http://m3ra.ru/2014/10/12/treason-cb/,http://m3ra.ru/2014/12/07/centrobank-agin/) о том, что инфляция первопричиной имеет ссудный процент, отбирающий платёжеспособность общества в руки корпорации ростовщиков. Кому должны страны всего мира?

http://www.youtube.com/embed/I35weJXlZNQ

Поэтому борьба с инфляцией — это борьба со следствием, а не с причиной, и смешно выглядят отягощённые либерализмом борцы в глазах истинных хозяев экономики — тех, кто контролирует через макроэкономический инструментарий платёжеспособность общества и управляет им.


  • в-третьих, обратите внимание на ещё одну фразу: «можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны» — государство с помощью разнообразных инструментов, как то: налоги, дотации, субсидии, ставки по процентам, законодательная база, судебная система — формирует финансовый климат страны, правила экономических взаимоотношений и в целом алгоритмику функционирования экономики, и потому говорить о государстве «вмешивается» — это значит отдавать все указанные выше функции или их часть (в зависимости от степени «вмешательства» или «невмешательства») в руки иных хозяев, каких — смотрите пункт второй.

Более подробно вопросы макроэкономического регулирования будут рассмотрены во второй нашей статье по госрегулированию. Идём дальше.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий

Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряжённости в обществе.

Хотя на минимальный прожиточный минимум сегодня без напряжённости не проживёшь. Фактически, такое описание социальной защиты низводит население до некоторого полезного ресурса территории, который необходимо по минимуму обеспечивать, чтобы получать наибольшую экономическую прибыль с населения.

5. Защита конкуренции

В рыночной экономике конкурен­ция считается одним из основных регулирующих инструментов. Считается, что она является основой прогресса во всех сферах экономики, что именно она заставляет производителей товаров и услуг внедрять всё новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на её производство. Поэтому либеральные теории обязывают государство всей своей мо­щью защищать конкуренцию. И считается, что при конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприя­тие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

И многие наши западные «партнёры» считают, что для России проблема создания конкурентной среды и её защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране ещё не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство. Всё в соответствии с «Вашингтонским консенсусом» — системой экономических правил, которые навязываются странам, назначенными быть криптоколониями (это такие колонии, в которых соблюдаются видимые нормы демократии, однако за счёт построения экономической системы они своими ресурсами снабжают метрополии в необходимых тем количествах, т.е. не владеют экономическим суверенитетом).

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д.

Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. Естественно, что регулирование законодательства должно осуществляться строго в рамках выстроенной мировой финансовой системы, базирующейся на кредитовании под процент и связанных с этим фактом экономических правил, отчасти зафиксированных в пресловутом «Вашингтонском консенсусе».

Особенности государственного регулирования социально-экономических процессов в России

В России сбалансированное развитие научного, высокотехнологичного и образовательного секторов экономики выступает реальной альтернативой господствующему экстенсивному типу воспроизводственной динамики. Тезис о новой роли социальной сферы и составляющих её отраслей, прежде всего науки и образования, подтверждается необходимостью реализации идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов, острой потребностью в модернизации традиционных производств и крупномасштабной трансформации структуры экономики. В этих условиях эффективность социально-экономической и научно-технической стратегии развития российского общества, перспективы восстановления поступательной макроэкономической динамики и формирования постиндустриальной системы отношений во многом определяются характером использования интеллектуального потенциала личности и общества, состоянием социальной сферы как институциональной формы реализации человеческого капитала.

Социальная сфера развивается под воздействием сложившейся институциональной среды, представленной совокупностью формальных и неформальных институтов, которые, с одной стороны, закрепляют сложившуюся систему социально-экономических отношений и определяют поведение экономических агентов, с другой стороны, трансформируются с изменением интересов социальных страт и групп, отражающих их роль в экономической системе. Развитие социальной сферы и превращение её в фактор экономического роста требует разработки новых теоретико-методологических подходов к проблемам реформирования институциональной среды.



Фундаментальная конкурентоспособность укрепляется духом предпринимательства, а конкуренция усиливает экономическое мышление. Открытое общество вдохновляет предпринимательский дух. Собственники активизируют эффективный бизнес. Инновации исходят из индивидуальных секторов. Предприниматели секторов склоняются к культурному разделению властей гражданского общества. Корректные сектора поощряют Невидимую Руку Рынка; культурные сектора активизируют права человека, а также приводят к развитию. Предприниматель определяет частные интересы и определяет покупательский спрос.

Далее, можно заметить, что конкуренция активизирует индивидов. Демократия вдохновляет необходимый прогресс. Инновации достигаются прагматичным открытым обществом благосостояния. Продолжая нашу логическую цепочку, приходим к тому, что правовые государства принимают правовые государства. Монетаризм, вдохновляя дух предпринимательства, либерализирует эффективность стихии рынка. Разделение властей исходит из собственников. Собственник индустрии высвобождает инновации. Бизнес-процессы новейшего прогресса определяют покупательский спрос. Права человека поощряют частную собственность. Предприниматели склоняются к благосостоянию секторов. Плюрализм коррелирует с конкурентоспособностью, предприниматели оптимизируют позитивные права человека; свобода слова поддерживает дух предпринимательства. Всем известно, что финансовые частные интересы существуют для инноваций.


Взятое как цитата — это фрагмент текста, созданного «Генератором либерастии», который мы поместили для сравнения с первыми двумя абзацами текста, взятого из научной статьи (ссылка на генератор http://ignitor.name/progs/generator/ можете сами потренироваться).

Но продолжим.

Структурное реформирование отечественной экономики опережает темпы социальных преобразований и сопровождается обострением неравенства в доходах, падением качества социальных услуг, существенным ухудшением социальных индикаторов. По данным Информационной группы «Эксперт», Российская Федерация (РФ) по индексу качества жизни, определяемому как уровень потребления материальных и духовных благ населением и отражающему успешность (или неуспешность) реализации государством социальных функций по отношению к своим гражданам, в 2010 г. находилась на 73 месте среди 192 государств-членов ООН.

Анализ состояния и динамики развития социальной сферы позволил выявить такие проблемы, как существенное изменение содержания функций управления отраслями социальной сферы, нескоординированность регулирующих мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях национальной экономической системы, отсутствие комплексности проектирования информационно-аналитического обеспечения.

При этом изменение содержания системы государственного регулирования связано, прежде всего, с регионализацией российского экономического пространства, с необходимостью учёта требований рынка, с применением программно-целевых и проектных методов, а также с ростом конкуренции на рынке социальных услуг, ограниченностью средств государственного бюджета и внебюджетных целевых фондов, предназначенных для проведения социальной политики, развитием нормативно-правового обеспечения, изменением характера межведомственного взаимодействия организаций, внедрением современных методов управления знаниями и мотивациями и др.

В соответствии с современной парадигмой регионального развития («саморазвитие региона в конкурентной среде») качество жизни населения территориально-локализованной системы, определяемое содержанием социального развития региона, формирует его дополнительные сравнительные преимущества, которые наряду с иными конкурентными преимуществами региональных образований оказывают влияние на формировании системы общественного разделения труда на национальном и мировом уровнях.

Научно-обоснованными ориентирами социального развития выступают социальные нормативы, или совокупность регламентированных значений социальных показателей, которые выражают типичный уровень требований, предъявляемых в конкретном периоде к условиям и процессам жизнедеятельности отдельных индивидов и их объединений. К числу наиболее актуальных видов социально-экономического нормативов относятся объемные и структурные нормативы средств, выделяемых на развитие отрасли; социальные стандарты и нормы потребления, устанавливающие минимально допустимые потребности населения в продуктах и услугах; нормативы минимальной заработной платы и др. (http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5657-2012-12-23-14-01-03)

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости другим инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема — создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд учёных и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны, что конечно печально.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (структурные, директивно-адресные или административные) и косвенного (бесструктурные или как их называют — экономические методы) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:


  • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

  • базируются на силе и авторитете государственной власти;

  • включают меры запрещения, разрешения и принуждения.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:


  • государственного экономического прогнозирования;

  • государственного экономического программирования;

  • бюджетно-налоговой системы;

  • денежно-кредитной политики;

  • валютной политики;

  • таможенной политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.

Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа экспертного положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает предварительно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности. (http://coolref.ru/referat/9021.html)

Ключевое тут, выделенное нами жирным, указание на экспертный характер прогнозов является по сути прямым признанием того, что экономика — это не наука, а нечто вроде шаманизма.

Shaman-with-tambourineЛюбая наука проходит три стадии:


  • накопление фактов — постепенное накопление информации о наблюдаемом явлении или группе явлений, представляющихся наблюдателю связанными;

  • шаманизм — когда наблюдённые факты пытаются связать друг с другом, «нащупать» причинно-следственные связи, так разные предметные области связываются друг с другом, иногда в достаточно странном сочетании. Например, шаманы говорят, что когда ласточки летают низко (предметная область орнитологии) — это к дождю (предметная область метеорологии). Причинно-следственные связи действительно могут быть, однако они не отражают физики процесса, то есть внутренних механизмов того как связаны предметные области, что зачастую представляется шаманами, как некая мистика (у финансовых аналитиков — её роль выполняет «Невидимая рука рынка»). В нашем примере ласточки летают низко поскольку перед дождём повышается влажность, меняется давление, крылышки тяжелеют и мушки летают низко, а за ними и ласточки.

  • наука — в период науки шаманизм входит тогда, когда выделяет конкретную предметную область и получает модель наблюдаемых явлений. Чего сегодня в к экономике не наблюдается, иначе всё было бы предельно просто — составили по уравнениям этой модели балансы экономических отраслей. На определённом уровне точности они бы отражали течение процессов к экономике и выдавали бы вполне конкретные результаты, а значит и рекомендации к настройке экономической системы.

Не обманывайтесь либеральными экономическими якобы «моделями», они по большей части словесное отражение шаманского «что вижу то и пою», только представленное заковыристыми малопонятными терминами (а кому понятно бормотание шаманов?) и математическим языком (это всё равно, что перевести созданный генератором либерастии бред с русского на португальский — тоже будет смотреться сложно и заковыристо, но смысла в нём как и в оригинале будет мало).

Государственное экономическое программирование

Государственное экономическое программирование на данный момент представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования — комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

Бюджетно-налоговая система

Budget-system
Бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально — экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально — экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства — увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путём сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд.

Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объёме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Молодёжная аналитическая группа

Источник.


Tags: Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments