Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Вологодские светёлки

Оригинал взят у ss69100 в Вологодские светёлки

Прочитав в Интернете статьи Александра Владимировича Галанина о распространении домов в традиционном русском стиле по территориям России, я очень заинтересовалась данной идеей. Я являюсь студенткой бакалавриата по направлению «Дизайн». По предмету «Дизайн-проект» на этот семестр нам была задана курсовая работа на тему «Проект коттеджа с благоустроенной территорией».

Решила я выполнить ее не по готовым типовым проектам, а в русле исследований А. В. Галанина, поэтому тема моей курсовой работы стала звучать так: «Проект одноэтажного деревянного дома в традиционном русском северном стиле под частный детский сад в городе Вологда».

Полагаю, что мой родной город Вологда относится к той весьма обширной территории, на которой, по мнению А. В. Галанина (2009), до сего дня распространена традиция строить дома в русском стиле.

Вологда включена в «ареал распространения домов в русском стиле, маркирующий границу той части России, которую можно назвать ‘'Русь''».

Это мое утверждение возможно доказать этнографическими исследованиями, на которые ссылается Галанин, утверждая, что «русский тип дома возник на южном побережье Белого моря очень давно, и создал его этнос варяги-русь…, распространяться на юг русский стиль начал в IX–X веках, когда варяги-русь то ли были приглашены на княжение в Ладогу, то ли захватили Ладогу и Белоозеро силой, чтобы контролировать водные торговые пути».

Вологда как раз находилась на их пути, и сюда традиционные русские дома «пришли» когда-то с берегов Белого моря.

Большой интерес для ценителей архитектурного убранства домов в традиционном русском стиле представляет район  Вологды, который вошел в состав города сравнительно недавно и раньше назывался селом – это Прилуки. Село когда-то выросло вокруг известного Прилуцкого монастыря. Именно здесь вы можете почувствовать  атмосферу  конца IX – начала XX века. Этому помогают замечательные прилуцкие домики со светёлками.


Как известно, стиль домов – это часть культуры. В этнокультурном отношении Русский Север «подобен лоскутному одеялу, пестрота которого проявляется, в частности, в общих для всех его территорий закономерностях архитектурного формообразования» (Орфинский, 1993).

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том,
что:

во-первых, вопрос применения деревянного домового строительства в «традиционном русском стиле» в г. Вологда для размещения в них частных детсадов ранее никем не выдвигался теоретически, не разрабатывался в виде проектного решения и не был реализован на практике;

во-вторых, очень жаль, что до сих пор специалисты (этнографы, архитекторы, дизайнеры и т.д.), а также туристы, люди искусства и общественность не обратили дОлжного внимания на дома, построенные в этом стиле – а ведь вплоть до 60-х годов XX века эти дома преобладали в русских деревнях, но к сожалению, сегодня среди вновь построенных подобных деревянных домов мы не видим ни одного чисто "традиционного русского дома".

Все меньше остается на Руси чисто русских домов: еще в начале XX века таких домов было много, сегодня же в основном стоят дома с двускатными крышами без
светелок – так строить проще. Мы должны сберечь этот стиль, сохранить его как память предков. Теряется национальная культура!

в-третьих, по всей стране, в том числе и в Вологде, наблюдается нехватка мест в детских дошкольных учреждениях; существенно облегчает проблему альтернативный метод – открытие частных детских садиков. В Вологде на настоящий момент имеется 4 частных детсада, и все они расположены в многоквартирных домах. Хоть городские власти гарантируют льготы и обещают предоставлять помещения, желающих открыть частный детсад в Вологде мало.

Объясняется это тем, что к таким детским садам СНиПы предъявляют чрезвычайно высокие требования. Специалисты признают, что отечественные СНиПы разработаны вопреки положительному мировому опыту строительства детских садов, где в числе основных тенденций максимально застекленные нижние этажи, применение натуральных природных материалов; энергосберегающее строительство; трансформирующиеся пространства. Увы, «развивающая архитектура» – дело затратное.

А деревянный дом – это и необходимое пространство, и невысокая стоимость квадратного метра площади. Деревянное домостроение предлагает качественный вариант индивидуального малоэтажного жилья. На Вологодчине семьям с тремя детьми бесплатно выдается земельный участок для индивидуального строительства, что очень привлекательно: «покупай материалы, находи строительную компанию по средствам или выполняй работы самостоятельно, и можно построить дом на любой вкус».

Но дороже денег – наши традиции. По словам А.В.Галанина (2009), «в Северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном… деревянный дом – это условие жизни на Русском Севере».

Какие еще факторы говорят в пользу деревянных современных строений?
а) Дом из дерева можно прогреть за несколько часов,
б) Экономический фактор – при прочих равных условиях кирпичный дом в 1,5 раза дороже, чем деревянный.
в) В деревянном доме обмен воздуха происходит более интенсивно, в том числе и через поры самой древесины, такие дома «дышат» (Самойлов, 2004).

Так почему бы не построить одноэтажный деревянный дом в традиционном русском северном стиле – и открыть в нем частный детский сад?!

Цель своего исследования я видела в том, чтобы показать, как возможно сохранить национальные особенности и самобытность облика дома, но использовать это в современных целях, связав с обычаями и традициями.

Поэтому первостепенными задачами моей теоретической работы стало:


  • перечислить русские архитектурно-строительные традиции в
    проектировании одноэтажных деревянных домов в традиционном русском стиле в
    общем по всей занимаемой ими территории,

  • перечислить характерные особенности домов в традиционном
    русском стиле по разным ареалам ;

  • поскольку на Русском Севере влияние финно-угорских традиций
    на архитектурно-строительную деятельность русских соседей оказалось очень
    значительным, то отграничить от них «характерные для карельского деревянного
    зодчества приемы и детали» (Орфинский, 1997)
    и доказать, что имеется особый «северный вариант традиционного русского дома», и
    что именно он представлен в городе Вологда; для чего проследить, как
    реализованы в вологодских домах общие и частные формообразующие тенденции,
    характерные для деревянных одноэтажных домов в традиционном русском стиле; идентифицировать
    те соотношения размеров частей, форма покрытия и прочих архитектурных
    элементов, которые отличают вологодский дома в традиционном русском стиле от
    подобных деревянных одноэтажных домов на востоке и на западе Русского Севера;

  • создать базу таких домов в городе Вологда, исследовав его районы
    на предмет поиска, фотографирования, протоколирования, классификации и описания
    таких домов;

  • так как имидж деревянной Вологды сформирован при
    взаимодействии на ее территории разно-этничных строительных культур, то
    наглядно проиллюстрировать выше-найденные закономерности на примере деревянных
    одноэтажных домов в так называемом «традиционном русском стиле» в городе
    Вологда – их технологических особенностей и планировочных особенностей,
    строительных приемов и т.п.;

  • более подробно остановиться на украшении фронтона такого
    дома при помощи слухового окна-светелки как самого яркого стилевого элемента;

  • дать дизайнерско-проектное решение, как  можно
    разместить в таком доме частный детский сад.

Вологодский дом в традиционном русском стиле

«Сам по себе дом – своеобразный народный текст, обладающий строгой формой, определяемой в рамках традиции; поэтому оригинальной архитектуры изб, непохожих на другие, в деревнях практически не встретишь» (Мороз, 1996).

Так что же такое – дом в традиционном русском стиле?

А. В. Галанин в соавторстве с А. В. Беликович (2011) отвечают: «Это, как правило, деревянный одноэтажный дом с трехскатной крышей, обязательной светёлкой на чердаке, с подшитым карнизом». Это описание совсем не соответствует традиционно принятым: «Одноэтажный дом с холодным чердаком, покрытый двускатной крышей – вот традиционная форма русского жилища, которая воспроизводится по сей день уже более двух тысяч лет» (Мороз, 1996).

В разных ареалах территории, на которой распространён дом в
традиционном русском стиле, возможны вариации:


  • дом может быть и двухэтажным,

  • светёлок может быть и две,

  • дом может представлять собою пятистенок или быть
    четырехстенным,

  • веранда может быть, а может и отсутствовать,

  • встречаются трёхскатные крыши: «третий скат расположен с
    фасада, а с передней части дома – досчатый фронтон» (Беззубов, 2009),

  • дом может быть с пятью или тремя окнами по фасаду и т.д.

В нашей курсовой работе, посвященной вологодским домам в таком стиле, мы принимаем следующий термин: «северный вариант традиционного русского дома».

Дом в традиционном русском стиле на Русском Севере характеризуется рядом своих собственных особенностей:


  • он рублен ‘’в лапу’’ и обшит тёсом: «‘’в лапу ‘’ рубили
    дома потому, что брёвна на Севере короче (деревья не такие высокие вырастают),
    а тёсом обшивали для тепла» (Галанин, Беликович, 2011);

  • пользуясь образным описанием Галанина, «крыша русского дома
    немного похожа на картуз, а крыши домов новгородско-ильменского и угро-финского
    типов похожи на вязаную шапку, глубоко натянутую на уши» (Галанин, Беликович, 2011);

  • на севере Руси дома строили без особых украшений: в отличие
    от южных ареалов, обращает на себя внимание отсутствие украшений на окнах и
    карнизах, дома со ставнями на окнах встречаются редко, украшение наличников –
    не прорезное. Но это не значит, что все дома одинаково неприглядны, напротив, «взгляд
    наблюдателя поражает какой-либо элемент, украшающий фасады домов» (Орфинский,
    1993) ;

  • общий стиль русского дома всегда строго выдерживался:
    «северные русские дома не украшены (или меньше украшены) резьбой, часто они без
    резных наличников, но стиль типично русский – трехскатная крыша, светёлка и
    подшитые карнизы» (Галанин, Беликович, 2011);

  • «территория вокруг русского дома не обносится глухим забором
    из досок: возле дома возможен палисадник из частокола для выращивания цветов» (Галанин, Беликович, 2011) – вспомним
    знаменитый «вологодской резной палисад» .

Как же дизайнеру добиться, чтобы проектируемый дом выглядел как истинный дом в традиционном русском стиле? Особенно, если нет возможности запроектировать и осуществить все вышеперечисленные характерные особенности ?

Достаточно сделать светёлку! Отмечено, что в любом ареале в любом доме, построенном в традиционном русском стиле, особой устойчивостью и традиционностью форм отличается слуховое окно (оно же – люкарна, мезонин, светёлка). «Светёлка выдает в доме русский стиль» (Галанин, Беликович, 2011).

Как образно выразился Галанин: «Такой дом мне напоминает русскую красавицу:
окна – глаза, наличники – ресницы, светёлка – ‘’а во лбу звезда горит‘’!» (Галанин, Беликович, 2011).

В наше время «люкарна преимущественно рассматривается как стильная и необычная декоративная деталь крыши дома» (Слуховое окно..., http://dom-data.ru/slukhovoe-okno-dlya-mansardnogo-ehtazha). Зачем же еще нужна была нашим предкам светёлка, кроме своей декоративной функции?

Дело в том, что помимо своей красоты, этот кровельный элемент выполняет множество практических задач. В старину фронтоны холодного чердака всегда оставляли открытыми: так чердак проветривался, и стропила были защищены от гнили, плесени, грибка. Но чем дальше русские колонисты забирались на север и на восток, тем с большим количеством осадков приходилось им сталкиваться.

В открытые фронтоны чердака могло намести столько снега, что его сугробы проламывали чердачное перекрытие и обрушивали потолок дома. Поэтому фронтоны стали зашивать доской, оставляя щели для проветривания чердака. Такие щели могли несколько украсить, например, обнести наличниками.

Когда же традиционная форма крыши на Русском Севере перекочевала из деревни в город, с целью проветривания чердака во фронтоны двускатных крыш начали врезать слуховое окно. Постоянный ток воздуха от свесов к слуховому окну выносит влагу, которая могла бы скапливаться в стропильной системе. «Основной плюс при реализации подобной системы ‘’свесы – воздух – слуховое окно’’ – это отсутствие труб или дефлекторов, выступающих над крышей, что сосбенно актуально в регионах
с мощным снеговым покровом и постоянной ветровой нагрузкой на кровлю» (Самойлов, 2004).

Также немаловажно то, что слуховое окно с двускатной крышей позволяет максимально увеличить пространство чердачного этажа, максимально расширить размер полезного пространства. В случае с жилой мансардой чердак получался утепленный (причем утепление не доходило до самого конька, оставлялось место для сбора водяных паров, которые и удалялись через слуховое окно).

Подбор аналогов выполнялся мною в апреле-мае 2014 года. Был проделан ряд наблюдений в городе Вологде на улицах в районе Заречье (другие районы еще ждут своих исследователей), а также в деревнях, ныне входящих в городскую черту города Вологды.

Дом жилой на ул. Набережной, 6: окна смотрят на речку Вологду. Жаль,
высокий забор, зато светёлка жилая – занавесочки, а  вокруг – послевоенные
дома барачного типа, по другой стороне улицы – "хрущовки" (в одной из
них живет моя мама)

Каждый дом предлагаю оценивать по следующему плану:


  • этажность (одноэтажный или более) ,

  • как возведены деревянные стены (рублены ли «в лапу» или иначе) – каменные и кирпичные дома вообще не анализировала,

  • количество окон по фасаду,

  • украшенность: (имеются ли наличники, резьба),

  • планировочное решение (четырехстенок или пятистенок),

  • тип крыши (двухсктная или трехскатная),

  • светёлка,

  • карнизы (подшиты или нет),

  • веранда (имнеется или нет),

  • ограждение территории (палисад или глухой забор).


Дом 15 по ул. Чернышевского – здесь размещается филиал детской библиотеки.

Летом 2014 г. в Вологде проводился фестиваль креативной урбанистики КУРБАНИСТИКА – ему выделили заброшенный  двор между д. 15 и д. 17, как раз рядом с этим домом. Силами молодых архитекторов и начинающих дизайнеров двор превратился в культурный объект «Арт-Зона 15\17» (я тоже немного поучаствовала в этом мероприятии). В помещениях библиотеки их же усилиями  создано культурное и выставочное место – галерея «Подклет». Галерея «Подклет» занимает два небольших зала детской библиотеки. Затем к судьбе дома № 15 подключились и активисты известного городского движения «Настоящая Вологда».

Арт-зону Фестиваля креативной урбанистики активно пиарит и администрация города Вологды. Весьма отрадно, что территории дворов деревянной Вологды привлекли внимание чиновников и социальных активистов.

Мимо этого на первый взгляд неказистого домика – по ул. К. Маркса напротив парка Ветеранов  – я каждый день езжу на работу и каждый раз радуюсь, глядя на большое чистое окно светёлки и тюлевые занавесочки.

Продолжая движение по району Заречье, сверните на уже почти пригородные улицы – там, в частном секторе, есть достаточно крепкие, подновлённые, обжитые домики в традиционном русском стиле. Иногда их оформление несколько скучновато, без резьбы и декоративных элементов, и выглядит типовым. Но украшения светёлки оживляют дома, придают им индивидуальность, будь то столбики-балясины или арочка.

Большой интерес для ценителей архитектурного убранства домов в традиционном русском стиле представляет район  Вологды, который вошел в состав города сравнительно недавно и раньше назывался селом – это Прилуки. Село когда-то выросло вокруг известного Прилуцкого монастыря, основанного одним из крепких покровителей  земли вологодской – святым  Дмитрием Прилуцким. Именно здесь вы можете почувствовать  атмосферу  конца IX – начала XX века. Этому помогают замечательные прилуцкие домики со светёлками.

Прилуцкий монастырь.


Так, на въезде в Прилуки – по левую руку около самого ж\д переезда – вы увидите подновлённый ухоженный одноэтажный дом с тремя окнами, за сквозным, немешающим взгляду деревянным палисадом и с балкончиком на мезонине.


Напротив этого прилуцкого дома – мульда с отходами, а окно светёлки загораживает ТВ-антенна.


Следующий дом расположен на повороте шоссе, несколько в стороне от проезжей дороги в глубине двора, за трубами теплотрассы, так что трёхоконный фасад смотрится невыигрышно, и виднеется лишь элементарных очертаний мезонин.


На выезде из Прилук в направлении строящегося коттеджного комплекса "Алексино" по обе стороны дороги смотрят в окна друг другу два чудесных дома. Дом по правую руку – жилой на постоянно, более ухоженный, с подшитым белым карнизом, однако настоящая "изюминка" его – это белый резной мезонин. Резьба хоть не ручная, а  штампованная, любовно прокрашена, не сколота. Дом по левую руку – скорее всего, дачный: веранда пристроена добротная, а крыша залатана, фанерки вместо стекол, обрешётка балкончика повыбита, да и ступить на него уже боязно, того и гляди рухнет.



Дом выше – жилой на постоянно, более ухоженный, с подшитым белым карнизом, однако настоящая "изюминка" его – это белый резной мезонин, резьба хоть не ручная, а  штампованная, любовно прокрашена, не сколота.


Этот дом – скорее всего, дачный: веранда пристроена добротная, а крыша залатана, фанерки вместо стекол, обрешётка балкончика повыбита, да и ступить на него уже боязно, того гляди рухнет.  Фасадом же дом  развернут необычно – так, чтоб глядеть прямо в "лицо", в лобовое стекло проезжающим машинам, хороша летом лужайка под его окнами, лежащее на ней трухлявое бревно просится, чтоб проезжающий остановился и присел на эту завалинку.

Сравните его состояние с другим домом-близнецом на другой прилуцкой улице: фигурные балконные столбики мезонина перекликаются с таким же  столбиком крыльца, мелкоячеистые окошечки все целы, а полуарка над ними украшена белыми подзорами, словно скромный  девичий кокошник.


В начале XX века город Вологда рос, требовались новые жилые площади, и типовой одноэтажный дом с мезонином постепенно развился в двухэтажный. Справа на фото – пример из все тех же Прилук. Это высокий, огромный по сравнению с низенькими соседями, вместительный двухэтажный дом, опять же с просторным жилым мезонином, расположенным в точности над широкими окнами с частыми оконными переплётами, обведенными голубой каймой и полуарками сверху.



Сравним вышеописанные тип традиционно русского одноэтажного дома со светёлкой с вот таким образцом (фото слева). Это вологодский так называемый "дом Скворцова" по ул. Чернышевского, 37 (фото 1998 года, автор – известный вологодский фотограф Блумфилд).

Дом перестает быть деревенским, он уже скорее мещанский. Под мезонином когда-то был кованый балкон (сохранились его чугунные кронштейны), дом продлён в глубину двора, а его надстройка  в плане представляет собой крест и получает второй и третий полумезонин с двумя окнами, смотрящий на левую и на правую стороны дома. В 2014 дом уже нежилой, законсервирован, лишь летом как-то днем было открыто окно мезонина, и занавески качались от идущего рядом потока машин.

В результате исследования выяснилось, что традиционный русский северный стиль в постройке домов лучше всего сохранился не в самом городе Вологде. В центре города я вообще таких домов не обнаружила, но чем дальше к окраинам, тем чаще сохранны такие домики: проезжая район Заречье, стоят лишь единичные примеры по ул. Чернышевского, по ул. Гоголя, а уже по ул. К. Маркса, по ул. Колхозной таких домов на порядок больше. Наиболее часты и сохранны подобные дома на окраинах, поздно вошедших в городскую черту: в селе Прилуки, в деревне Слобода.


Надеюсь, этот материал послужит примером для работ по исследованию русского типа дома в других городах и деревнях России.

*

Ой, как ехать с Переславля да на Вологду,
На сторонку мою северную, хмурую,
Да по тракту оживленному, широкому,
Дак по сторонам-от да поглядывать,

Поглядать-пождать да повысматривать,
Где живется побогаче да порадостней,
Где дома осанистые, чистые,
Где ж позаросли все да развалилися?

Как по правой-от руке – дома с подзорами,
С вырезными славными наличниками,
С мезонинами-светёлками баскими ли,
А под окнами резные да всё лавочки;

Как по левой-то руке – заборы ветхие,
Окна грязные, проломлено крылечушко,
Крыша-то и вовсе повалилася,
Мезонином же ее да и прихлопнуло!


Ходит ветер по деревне неприкаянный,
    Ветер северный горюет-жалится:
    – Кто же раскатал тесовы бревнышки,
    Кто наслал кручину окаянную?

Как за Грязовцем леса повалены:
      Ни жилья, ни человечья окрика,
      Словно расходился-разгулялся Змий,
      Красных девиц из светёлок повыхватывал?

Как въезжать-от в Вологду пригожую,
      Как похаживать по улочкам петляющим,
      Как домишки со светелками выискивать –
      Дак ни одного, кажись, и не осталося.


М. Е. Багирова, г. Вологда © 2014
***
Источник.


Tags: Архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments