Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

Базовые концепты Ветхозаветных историй

Оригинал взят у alexthunder в Базовые концепты Ветхозаветных историй
Сижу вот вместе с Ельскими профессорами перечитываю Ветхий Завет. Пытаюсь переосмыслить его историю ещё раз с позиции текщего моего возраста. Вот какие пока можно высказать интересности в качестве суммы пересмотренного материала.

Holy или Святой - это термин возникший из протипопоставления Обыденности. "Holy vs Profane" = "Святой не есть Обыденный". Такой была изначальная формула. Святость изначально не отождесвлялась с принадлежностью к чему-то постустороннему, она лишь утверждалась как принадлежность к чему-то за пределами повседневного. Святым называли место которое не используется в обиходе. Святыми называли предметы не имевшие повседневного обыденного назначения. В этом был изначальный статегический смысл Святости - в исключённости таковой из обыденности.

Интересно что два компонента обыденности выделялись Торой (Ветхим Заветом) как особо-обыденные, особо не-святые. Этими компонентами были - смерть и репродукция. Смерть и Рождение - выделялись как особо-обыденные, особо-земные повседневности которые наименее вписывались в понятие Святости. Древние философы писавшие Тору видели в признаках сметри принадлежность к обыденному также как в сексе, тоесть в действии направленном на рождение, репродукцию.

Роль жертвы, а точнее жертвования, также относилась к Святости самым прямым образом. Суть жертвования была не в том чтобы кого-то убить. Это как раз было ошибочным вульгарным пониманием. На ошибочность такого понимания Тора, кстати сказать, многократно указывает. Самым ярким эпизодом такого указания является сцена в которой Бог останавливает отца замахнувшегося ножём на своего сына в попытке "угодить Богу" принеся сына в жертву. Бог даёт понять товарищу что тот мягко говоря туповат и понял его не правильно. Так вот жертва - это не убийство, а это Святая Работа. Святая в прямом смысле данного выше обпределения - Не обыденная. Работа направленная не на поддержание повседневнего порядка вещей, а куда-то дальше. Просто говоря жертвенность - это значит делание чего-то для будущего, а не для того чтобы прямо сейчас получить что-то себе.

Так древние евреи, которые кстати сказать на тот момент ещё не были ни евреями ни кем-то ещё, а были просто люди без особых эпитетов, создавали концепт стратегического планирования. Предполагалось что чечловеку прежде всего надлежит озаботиться чем-то помимо сиюминутных нужд. Для начала иметь привычку делать больше чем достаточно прямо сейчас, больше чем диктует необходимость. Второе - уделять некое время занятиям вне повседневности. Иметь место вне повседневности. Вобщем строить рядом с своей обычной повседневной жизнью нечто рядом, нечто не дающее человеку ничего прямо сейчас. Вот это отложенное в сторону и кажущееся не важным, хобби своего рода, имело назначение Жертвы и приобретало статус Святости.

Ветхий Завет даёт нам подробно указания на то что Святость легко потерять и трудно приобрести. Мы это видим на примере современных нам явлений. Так например, бывший когда-то в СССР НИИ ПП (Полупроводниковых Приборов) выстроенный для развития отечественной компьютерной индустрии и разработки микросхем стал в 90-е выпускать варенье. Он был для СССР тем же чем для древних евреев Табернакл - не имел прямого сиюминутного назначения, не давал стране ни угля, ни зерна, но был нацелен куда-то в будущее, в "потом". А в 90-е он быстро "опаскудился", пал до повседневого сиюминутного, стал варить варенье. Вот что-то подобное описывает и Тора в отношении храмов в которых возникали явления связанные с сексом, едой, убийствами и прочим оскотиниванием. Тора говорит нам о том что вернуть Святость трудно. Для этого необходимо не только очистить объект утративший святость от обыденности, но и преподнести его снова в Жертву. Тора это называет возврашением Богу. Суть жертвования, опять таки, в отделении от повседневности. Объект должен быть умышленно и явно объявлен непригодным для использования в качестве посуды или инструмента. От него более не ожидается получать какую-то выгоду.

Интересна и роль личности в отношениях с обществом и с его стратегическим поведением. Утверждается что общество таки обязано иметь стратегическое поведение, а значит иметь Святыни и Жертвовать. В терминах СССР - это означает что общество должно работать на Космос, строить Байконоры, строить НИИ ПП и заниматься всякой деятельностью не дающей колбасу. Отдельный человек при это может оступиться, может осквернить Святыню, тоесть воспользоваться ею в целях повседневности. Человек может грубо говоря продать налево мешок конденсаторов с завода и купить таки себе новую резину на свои "жигуль". Может. Потому что человек слаб. Но если такое случается, то святость объекта надлежит восстанавливать чтобы всё общество целиком не "оскотинилось" в результате. Важным компонентом восстановления Святости, с точки зрения Торы, является сожаление человеком о содеяном. Человек обязан покаяться в том безобразии которое он совершил.

И вот тут важно понять один ключевой момент. Когда человек покаялся в сотворённом им грехе (оскотинивании себя и святыни), то он этим самым спасает не себя лично. Не о нём лично речь. Покаяние нужно чтобы очистить осквернённым объект от профанации которой он подвергся. Должно быть сказано что сделанное было ошибкой и что утрата святости - это ошибка. Человек должен признать что нарушил святость и что делать этого было нельзя. Тогда становится возможно вернуть объекту былую святость. Иными словами сотрудники НИИ ПП которые варят варенье должны уйти варить варенье куда-то в другое место и открыто заявить о том что они своершили святотатство и что это было их ошибкой, слабостью. Нужно признание того что НИИ ПП - это не место для варки варенья и что он нужен для совсем других дел. Сами же преступники при этом в расчёт не берутся. Что будет с ними их отношения с Богом Торой даже не рассматриваются. Не о них речь. Я надеюсь вы поняли что пример с НИИ ПП - чистая абстракция и приведена здесь исключительно в качестве иллюстрации.

Вобщем я конечно сам убеждённый христианин и признаю лишь Новый Завет, но в материалах Старого Завета чётко прослеживается таки фундамент того общества в котором мы сегодня живём. Ясно видны и контуры и осевые линии всей той конструкции которую мы привычно называем Человечеством.

Tags: Библия, Мировоззрение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments