Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Статистика ориентации храмов

Оригинал взят у chispa1707 в Статистика ориентации храмов
Итак, для решения нашего вопроса придется вернуться к теме, будоражившей умы общественности некоторое время назад, а именно к ориентации церквей по сторонам света. До сих пор популярна мысль, что по ней можно найти направление на старый северный полюс. Некоторое время назад я пытался разобраться с этой темой, для чего с прекрасного сайта temples.ru , большое спасибо его создателям, был скачан список сохранившихся церквей постройки 1400-1760 годов, потом из первых 500 случайным образом были выбраны 200, а потом для 100 первых из них я нашел в гугльмапе азимут вход-алтарь. На первой сотне энтузиазм у меня иссяк, дальше попытался обработать полученные результаты. Получилась картина, похожая на нормальное распределение, но все же с двумя пиками, на 75 и 90 градусов примерно.

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Попытка разделить выборку на 2 группы и найти между ними разницу показала, что статистически значимых отличий между ними нет и отбросить утверждение о случайности этого явления нет никаких оснований.
В этом году я снова вернулся к этим данным, и попробовал разместить их на графике, отложив по осям год-азимут. Получилось следующее:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
График получился весьма интересным. Например, четко видно, что 15 век заметно отличается от остальных. Еще очень хорошо просматривается Смутное время – огромный разрыв в начале 17 века.

После рассмотрения этого графика возникла мысль разбить данные на несколько групп. Первое, что напрашивалось это 2 группы с границей в 1615 году.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Видно, что принципиально ничего не поменялось – наше событие не имеет отношения к смутному времени.
Давайте произвольно сдвинем границу наших групп, в 1680-й год, например?
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Опа – картина резко поменялась! Вершины наших групп-холмов заметно разъехались, только горбик слева в «желтой», более близкой к нам по времени группе говорит, что в нее попали данные, возможно к ней не относящиеся.
А давайте ка разобьем данные не на 2 а на несколько групп? Во-первых выделим 15-й век, чтобы он не мешался своей явной аномальностью на фоне остального. Во-вторых выделим промежуток от него до 1615 года - мы уже видели, что его пик приходится на 75 градусов+- , он бует у нас контрольной группой. Оставшееся разобьем на 2 группы и посмотрим на них. Пропустив промежуточные итерации сразу приведу то, что получилось в итоге. Сначала точечный график с изображением цветом наших групп.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
А теперь итоговый график плотностей вероятностей азимутов:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Видно, что граница изменения ориентации храмов проходит на самое начало 17 века. К приведенному на графике 1715 году переориентация новых сооружений уже практически завершена. Для сравнения график на 1700-й год, по нему видно, что процесс вовсю идет, но имеется и значительное количество построек в старом стиле.

Таким образом, на основании нашей выборки можно предположить, что к началу 18 века в строительстве культовых сооружений в России произошли заметные резкие изменения. Известно ли что-либо об этом из истории? Конечно! Это так называемое Московское барокко или Нарышкинский стиль. Переходный от средневековой русской архитектуры к более поздней, распространившийся в конце 17-начале 18 века. Какое это отношение имеет к церковному расколу, спросите вы? Ученые считают, что самое прямое:
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, (википедия).
Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Как видите, изменение церковной архитектуры напрямую связывают с церковным расколом и его главным идеологом. Только результаты этих действий ярко проявляются не во времена, к которым их относят, а несколько позже, во времена Петра 1, когда, собственно и возникли политические и экономические для них предпосылки – введение подушной подати, реформирование сословий и внедрение западных обычаев во всех сферах жизни.
Напомню, что Петр 1 и Алексей Михайлович умерли в один день календаря, 8 февраля по новому стилю.
Еще напомню об абсурдном запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга, якобы изданном Петром в октябре 1714 года. Действительно, какое влияние постройка кирпичной церкви в каком-нибудь Ельце может оказать на питерское строительство? Давайте глянем по нашей выборке, как соблюдался этот запрет? Я разбил наш временной промежуток на 10 равных частей, получилось следующее:
(1677.2, 1715.8] 28
(1638.6, 1677.2] 19
(1715.8, 1754.4] 15
(1522.8, 1561.4] 12
(1754.4, 1793] 10
(1484.2, 1522.8] 6
(1561.4, 1600] 5
(1406.614, 1445.6] 2
(1600, 1638.6] 1
(1445.6, 1484.2] 1

В выборку попали 15 строений из этого периода – третий результат на всю выборку, т.е. запрет соблюдался, как и ожидалось, никак. Но зато в период 1600-1638 попала 1 церковь, это наше знаменитое смутное время.
Ну и в завершение еще пара цитат из Википедии:
• В 1702 году Петр I посещает Выг — большое старообрядческое поселение и не трогает стаообрядцев.
В 1734 году старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять православие…

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Тут надо сразу сказать, что как раз статистика говорит, что особой разницы между описанными группами нет. Только пурпурная, 15 век уверенно статистически отличается, но в ней всего пяток позиций, появление в выборке еще всего пары может поменять ситуацию кардинально. Так что это всего лишь разведочное исследование, требующее дальнейших уточнений.
.

Tags: Раскол, Сдвиг полюсов, Староверы, Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments