Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

Статистика ориентации храмов

Оригинал взят у chispa1707 в Статистика ориентации храмов
Итак, для решения нашего вопроса придется вернуться к теме, будоражившей умы общественности некоторое время назад, а именно к ориентации церквей по сторонам света. До сих пор популярна мысль, что по ней можно найти направление на старый северный полюс. Некоторое время назад я пытался разобраться с этой темой, для чего с прекрасного сайта temples.ru , большое спасибо его создателям, был скачан список сохранившихся церквей постройки 1400-1760 годов, потом из первых 500 случайным образом были выбраны 200, а потом для 100 первых из них я нашел в гугльмапе азимут вход-алтарь. На первой сотне энтузиазм у меня иссяк, дальше попытался обработать полученные результаты. Получилась картина, похожая на нормальное распределение, но все же с двумя пиками, на 75 и 90 градусов примерно.

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Попытка разделить выборку на 2 группы и найти между ними разницу показала, что статистически значимых отличий между ними нет и отбросить утверждение о случайности этого явления нет никаких оснований.
В этом году я снова вернулся к этим данным, и попробовал разместить их на графике, отложив по осям год-азимут. Получилось следующее:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
График получился весьма интересным. Например, четко видно, что 15 век заметно отличается от остальных. Еще очень хорошо просматривается Смутное время – огромный разрыв в начале 17 века.

После рассмотрения этого графика возникла мысль разбить данные на несколько групп. Первое, что напрашивалось это 2 группы с границей в 1615 году.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Видно, что принципиально ничего не поменялось – наше событие не имеет отношения к смутному времени.
Давайте произвольно сдвинем границу наших групп, в 1680-й год, например?
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Опа – картина резко поменялась! Вершины наших групп-холмов заметно разъехались, только горбик слева в «желтой», более близкой к нам по времени группе говорит, что в нее попали данные, возможно к ней не относящиеся.
А давайте ка разобьем данные не на 2 а на несколько групп? Во-первых выделим 15-й век, чтобы он не мешался своей явной аномальностью на фоне остального. Во-вторых выделим промежуток от него до 1615 года - мы уже видели, что его пик приходится на 75 градусов+- , он бует у нас контрольной группой. Оставшееся разобьем на 2 группы и посмотрим на них. Пропустив промежуточные итерации сразу приведу то, что получилось в итоге. Сначала точечный график с изображением цветом наших групп.
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
А теперь итоговый график плотностей вероятностей азимутов:
Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Видно, что граница изменения ориентации храмов проходит на самое начало 17 века. К приведенному на графике 1715 году переориентация новых сооружений уже практически завершена. Для сравнения график на 1700-й год, по нему видно, что процесс вовсю идет, но имеется и значительное количество построек в старом стиле.

Таким образом, на основании нашей выборки можно предположить, что к началу 18 века в строительстве культовых сооружений в России произошли заметные резкие изменения. Известно ли что-либо об этом из истории? Конечно! Это так называемое Московское барокко или Нарышкинский стиль. Переходный от средневековой русской архитектуры к более поздней, распространившийся в конце 17-начале 18 века. Какое это отношение имеет к церковному расколу, спросите вы? Ученые считают, что самое прямое:
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, (википедия).
Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Как видите, изменение церковной архитектуры напрямую связывают с церковным расколом и его главным идеологом. Только результаты этих действий ярко проявляются не во времена, к которым их относят, а несколько позже, во времена Петра 1, когда, собственно и возникли политические и экономические для них предпосылки – введение подушной подати, реформирование сословий и внедрение западных обычаев во всех сферах жизни.
Напомню, что Петр 1 и Алексей Михайлович умерли в один день календаря, 8 февраля по новому стилю.
Еще напомню об абсурдном запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга, якобы изданном Петром в октябре 1714 года. Действительно, какое влияние постройка кирпичной церкви в каком-нибудь Ельце может оказать на питерское строительство? Давайте глянем по нашей выборке, как соблюдался этот запрет? Я разбил наш временной промежуток на 10 равных частей, получилось следующее:
(1677.2, 1715.8] 28
(1638.6, 1677.2] 19
(1715.8, 1754.4] 15
(1522.8, 1561.4] 12
(1754.4, 1793] 10
(1484.2, 1522.8] 6
(1561.4, 1600] 5
(1406.614, 1445.6] 2
(1600, 1638.6] 1
(1445.6, 1484.2] 1

В выборку попали 15 строений из этого периода – третий результат на всю выборку, т.е. запрет соблюдался, как и ожидалось, никак. Но зато в период 1600-1638 попала 1 церковь, это наше знаменитое смутное время.
Ну и в завершение еще пара цитат из Википедии:
• В 1702 году Петр I посещает Выг — большое старообрядческое поселение и не трогает стаообрядцев.
В 1734 году старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять православие…

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
Тут надо сразу сказать, что как раз статистика говорит, что особой разницы между описанными группами нет. Только пурпурная, 15 век уверенно статистически отличается, но в ней всего пяток позиций, появление в выборке еще всего пары может поменять ситуацию кардинально. Так что это всего лишь разведочное исследование, требующее дальнейших уточнений.
.

Tags: Раскол, Сдвиг полюсов, Староверы, Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments