Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Царь-горох Иван Васильевич

Оригинал взят у alexandrafl в Царь-горох Иван Васильевич
Мы в своё время уже разобрались, откуда возник Рюрик и весь его род. Напомню: имя РЮРИК означает «сокол» и фактически является титулом правителя по образу и подобию египетских фараонов, выступавших в образе солярного божества, правившего на Земле.
[myths.kulichki.ru] : Рарог, Рарашек (чеш. и словац.), Рариг (укр.), в славянской мифологии огненный дух, связанный с Культом очага. Согласно чешским поверьям, Р. может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Р. представляли в образе птицы (обычно хищной - ср. чеш. raroh, «сокол») или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также а виде огненного вихря (ср. огненного змея и литовского Айтвараса). Возможно, образ Р. генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (Страх - Pax русских заговоров, воплощение огневого ветра - суховея), а также с иранским божеством Верепграгной, одна из инкарнации которого - сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашубск. Twarog и т. п. По-видимому, образ Р. как огневого духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским (Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.).
[Spoiler (click to open)]
В очередной раз приходится констатировать: составители мифологического словаря не обладают знаниями о Древнем Египте либо, как водится, считают его дивной экзотикой, не имеющей ничего общего с индоевропейской цивилизацией. Отсюда и происходит неспособность сопоставить древнеегипетского солярного Гора со славянским Раригом в образе «огненного духа», «огненного вихря» или «огнедышащего дракона».
Ещё в одном гносеологическом тупике оказались поиски происхождения царской символики в виде двуглавого орла, следы которого, по мнению историков, теряются в глубокой древности. Потерялись – ну и ладно. А вместе с ними утрачен и смысл самого символа, отчего учёным приходится довольствоваться гаданиями на кофейной гуще.
Одной из такой попыток явлется следующая статья - [www.silaev-ag.ru] [www.silaev-ag.ru] , - отличающаяся неплохим подбором фактологического материала о распространённости двуглавой символики. Её автор, движимый религиозными чувствами, даёт отпор атеистам и заодно предлагает собственную трактовку:
«Беда всех советских и постсоветских исследователей данного вопроса заключается в том, что несмотря на свою высокую эрудированность, они оставались убежденными атеистами, неспособными вникнуть в религиозное сознание людей далекого прошлого. Одно лишь рассмотрение мотивации поступков средневековых московитов с узких позиций современно толкуемого политического рационализма не в состоянии обнажить всю полноту описываемых ими исторических событий, ибо невозможно написать правду о православии, не будучи православным. Поэтому и двуглавому орлу отведена этими публикаторами сомнительная роль византийской имперской эмблемы, позаимствованной провинциальным московским правителем для придания своему княжению большего блеска и политического веса.
Заменил ли сохранившийся орел более древнего, или перед нами изначальный средневековый символ византийской "гармонии сфер" – единения базилевса и патриарха, императорской и церковной властей в их бренном земном служении Всевышнему? Пусть даже в истории Византии подобной идиллии так и не сложилось, но вот он – идеальный символ идеального единомыслия!».
По нему выходит, что двуглавый орёл – это слившиеся в объятиях царь и патриарх. Довольно смелая версия, если не сказать более. Кроме того, она не даёт объяснения распространённости этой символики и не раскрывает её семантики. Зачем изображать патриарха с царём в образе двуглавой птицы?!
В общем, ответов на вопросы не прибавилось…
Применительно к этой тематике, предлагаю рассмотреть эпизод из истории Руси, когда Иван Васильевич (III) взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Первое, что обращает на себя внимание, это какое-то нелепое родовое имя ПАЛЕОЛОГ (Παλαιολόγοι ), которое, дескать, переводится как «древнее слово». Сам род со своим именем теряется, как обычно, в глубине веков. Но он отмечен одной яркой особенностью, имеющей отношение к данной теме, а именно родовым гербом в виде двуглавого орла:
Считается, что вместе с Софьей Палеолог на Русь пришел и её родовой герб, ставший царским гербом правителей Руси.
Только ли Софья Палеолог пришла на Русь со своим гербом? Этот вопрос невольно возникает при взгляде на медаль византийского императора:
По-русски надпись можно прочесть следующим образом: Палеолог Иван Васильевич могущественный (ρωμαιων ) автократор.
Снова смущает родовое имя ПАЛЕОЛОГ, которое никак не вписывается в титул правителя! Как можно императора обозвать нескладным эпитетом «Древний словом»?
Придётся заняться лингвистикой, поскольку она зачастую вскрывает довольно любопытные исторические аспекты.
Что если отделаться от попыток выделить в этом имени две корнеобразующие морфемы ПАЛЕО + ЛОГОС и попытаться взглянуть на слово целиком? У нас получится ПА – префикс, а ЛЕОЛОГ (λαιολόγοι ) – собственно само слово, которое, на первый взгляд, ничего знакомого в себе не несёт. Но вспоминая, что даже древнеегипетское прочтение допускало замену Р<–>Л, мы получаем полное право записать слово следующим образом (учитывая греческое написание): РАЙОРОГ. Так это ведь уже упоминавшийся здесь Рарог или более привычный для историков Рюрик!
Но что означает префикс ПА- ? Читаем [mirslovarei.com] :
Па- Префикс
Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением похожести на то или близости к тому, что названо мотивирующим именем существительным (пагруздь, паклен, паужин и т.п.).
Надо полагать, в русском языке этот префикс появился отнюдь не случайно…
Учитывая смысл привносимый префиксом ПА- , имя ПАЛЕОЛОГ переводится как «ПОДОБНЫЙ РАРОГУ». Рарог – это солярное божество, поэтому «ПОДОБНЫЙ РАРОГУ» семантически идентично более привычному «СОЛНЦЕПОДОБНЫЙ». Однако в данном случае мы имеем уточняющую деталь в виде родового герба,
который снимает все сомнения в точности перевода титула императора. Его окончательное чтение: Подобный Рарогу (Рюрику) Иван Васильевич могущественный автократор.
Любопытно в этой связи отметить - антропологи в чертах Ивана Васильевича (IV) обнаруживают «черты средиземноморского типа» [nauka.relis.ru] . Может быть это покажется странным, но мне в Иване Васильевиче тоже удалось обнаружить средиземноморские черты, главный из которых – это двуглавый орёл (Рариг), обязанный своему происхождению египетскому двуглавому соколу, олицетворявшему солярную сущность фараона:
(Уоллис Бадж, The Gods of the Egyptians)
По-сути, озображен ЦАРЬ-ГОРАХТИ («Царь Горох») – повелитель двух горизонтов, где рождается и умирает Солнце.
В заключение замечу, что изображенный на медали Иван Васильевич жил с русским Иваном Васильевичем, взявшим в жены Софью Палеолог, примерно в одно и то же время.
Источник: форум Консилиум, пользователь Andrew VK


Tags: Рюрики-Меровинги, Флаг Герб Гимн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments