Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Category:

ОПРИЧНИНА. Часть i

Оригинал взят у edwardjournal в ОПРИЧНИНА. Часть i



4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)


Опричник
Ефошкин Сергей Николаевич



Опричнина: царство террора?
Царь Иван Грозный, худ. В. М. Васнецов 1897
Начало 60-х годов XVI века было временем больших военных и дипломатических побед России. Летом 1561 года шведский король Эрик XIV заключил с Иоанном перемирие на 20 лет, что позволило царю активизировать борьбу с Польшей и Крымом.Erik XIV van der Meulen.JPG
Эрик XIV
Русские экспедиционные отряды высадились в Тавриде, вызвав панику при дворах турецкого султана и польского короля.
В том же году Вселенский Патриарх утвердил за Грозным право на царский титул, позволивший русскому царю говорить на равных со всеми государями Европы, В 1563 году русские взяли важный стратегический пункт — город Полоцк, что открывало дорогу на Вильну — столицу Литовского княжества. Испуганный успехами русского оружия крымский хан Девлет-Гирей счел за лучшее прекратить военные действия против России и в январе 1564 года присягнул на верность царю.
Дивлет-Гирей
Иоанн трудился во славу Отечества, стремясь создать великую православную державу, но измена гнездилась среди ближайшего окружения, среди вельмож, самим своим происхождением предназначенных заботиться о благе государства. Царь страдал: «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел — заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь».
Официально опричнина была введена в России 5 января 1565 года. Но ее появлению предшествовали по-настоящему драматические события.
В условиях военного положения
Русское государство уже семь лет вело тяжелую и кровопролитную Ливонскую войну.
Карта Ливонской войны
Иван Грозный пытался решить извечную проблему российской экономики – «прорубить окно в Европу».
Сперва боевые действия шли успешно. Русские рати разгромили войско ливонцев и заняли несколько городов и крепостей в Прибалтике. А в 1563 году был взят Полоцк. Но уже на следующий год русское войско потерпело сокрушительное поражение под Уллой ( расположена на территории Витебской обл.). Вскоре после этого к литовцам перебежал один из ближних бояр Ивана Грозного князь Андрей Курбский. Он был наместником царя в Ливонии и фактически главнокомандующим русского войска.

Андрей Михайлович Курбский
Для того чтобы переломить ситуацию, сложившуюся в России и на ее рубежах в середине 60-х годов XVI века, Иван Грозный решил ввести в стране своего рода военное положение. Оно-то и получила название «опричнина».
«Перебор людишек»                                
Во внутренней и внешней политике царя по рукам и ногам вязали крупные феодалы, так называемые княжата – потомки удельных князей. Их делили на восемь «гнезд» – по родственному и территориальному признаку. Это были князья тверские, рязанские, суздальско-нижегородские, ярославские, углицкие, белозерские, стародубские, галицкие. Одних только ярославских князей было более восьмидесяти!
Все они были Рюриковичами, все собирали налоги на своих землях (в свой карман, не платя при этом ни копейки в государственную казну), имели право на свой суд, не подвластный царю. Дело доходило до того, что царские чиновники не имели право въезда в их вотчины.
Кроме того, княжата держали собственное войско, так называемых боевых холопов – профессиональных воинов, которые с оружием в руках сопровождали и охраняли своего хозяина. Таких боевых холопов у удельного князя могло быть несколько сотен.
С произволом бояр-княжат и решил покончить Иван Грозный. Сделал он это следующим образом. 3 декабря 1564 года царь с семьей выехал из столицы на богомолье. С собой он взял казну, библиотеку, иконы и символы царской власти.                
В конце 1564 года, измученный бесконечными интригами, Иоанн сложил с себя царский венец и покинул столицу в сопровождении избранных по всему государству дворян, детей боярских и приказных людей. Остановившись в Александровской слободе, он прислал в Москву в январе 1565 года два письма, в которых сообщал, что не имеет гнева на простых подданных, но опалился на придворных и вельмож, которые злоумышляли на него и не желали, чтобы он царствовал.
Александровская слобода
Посему царь отказывается от власти и поселится, «где Бог укажет». Народ с ужасом воспринял возможность лишиться законного государя и единодушно потребовал от бояр и митрополита вернуть Иоанна на трон, обещая, что сам «истребит лиходеев и изменников».
Подкопаева Мария, «Иван Грозный в Александровой слободе»
Грозному понадобился месяц, чтобы принять решение. Оно далось ему нелегко. Ранее уже говорилось о стремлении удельно-княжеской партии ограничить самодержавную власть в свою пользу. На практике это означало претворение в жизнь анархических идеалов, гибельных для государства. Иоанн видел эту опасность и был вынужден принять ряд решительных мер для уничтожения политического и экономического значения удельных князей. Второго февраля 1565 года, вернувшись в Москву, царь вновь принял власть и объявил о создании опричнины.
Царь Иван Грозный
Андрей Шишкин
Для многих историков время опричнины — это «царство террора», порождение «полоумного» человека, не имеющее ни смысла, ни оправдания, «вакханалия казней, убийств… десятков тысяч ни в чем не повинных людей» . Прямо противоположного мнения придерживался митрополит Иоанн Ладожский: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах,., с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы…Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной»
Иоанн Ладожский
И все же вопрос об исторической роли опричнины наука так и не решила однозначно. Можно иметь различные точки зрения на это явление, можно, а может и нужно, быть необъективным, отстаивая свое мнение, не «внимая равнодушно добру и злу», но нельзя замалчивать одни исторические факты и намеренно подчеркивать другие, нельзя клеветать и совершать подлог. А все это, к сожалению, имело место в историографии царствования Грозного. И все же, чем была опричнина в действительности: прихотью сумасшедшего, орудием террора или инструментом преобразования Великой России?
Чаще всего опричниной на Руси называлась вдовья часть земли, выделяемая из поместья погибшего служилого человека его вдове в виде своеобразной пенсии для пропитания и воспитания детей до их совершеннолетия.
И не случайно Иоанн назвал свой удел также. Государь, впервые в русской истории венчанный на царство по обрядам древних византийских императоров, собирался «развестись» с государством. Но муж с женой и царь с державой в православной Руси могли разлучиться только в том случае, если один из супругов умирал или уходил в монастырь. Последнее, видимо, и хотел сделать в 1565 г. разочаровавшийся в подданных царь.
Согласившись вернуться к власти, Иоанн отложил пострижение в монахи, но зато создал опричнину, которая «многим походила на монастырское братство» . Можно сказать, что это был военно-монашеский орден, созданный для защиты единства государства и чистоты веры. Александровская слобода была перестроена и являлась и внешне и внутренне подобием монастыря. При поступлении на опричную службу давалась клятва, напоминавшая монастырский обет отречения от всего мирскою. Жизнь в этом мирском монастыре регламентировалась уставом, составленным лично Иоанном, и была строже, чем во многих настоящих монастырях.
Опричники
В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание . В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.
Многие историки пытались и пытаются представить все это ханжеством, разбавленным кровавыми оргиями, но не могут подтвердить свои обвинения реальными фактами. Тем. кто твердит о ханжестве, предлагаем пожить «по-царски» хотя бы месяц, чтобы убедиться, что без глубокой веры такой ритм жизни просто невозможен. А ведь Иоанн жил так годами!
"Иоанн Грозный в Александровой слободе".
Максимов А.С.
Измена Андрея Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются чрезвычайные меры.
Иван Грозный сажает на трон Владимира Старицкого (кадр из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный»
На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования опричников Грозного совершены при непременном и непосредственном участии
Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укреплённый город. Там он завёл нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвал игуменом, князя Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями.
(продолжение следует)

http://www.liveinternet.ru/users/4723908/profile

Tags: Грозный
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments