Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Либерализм с человеческим лицом

Оригинал взят у olegmakarenko.ru в Либерализм с человеческим лицом


Европа, конечно, уже не та. Сами европейцы это уже отлично понимают — потому и думают уже не о расширении на восток, а том, как бы им сохранить всё нажитое непосильным трудом. В принципе, ещё в конце девяностых, во время бомбардировок Югославии, стало ясно, что та благополучная Европа, которую мы знаем, тяжело больна:

http://politrussia.com/world/17-let-nazad-494/

Однако долгое время Европа сохраняла более менее привлекательное лицо: сытое и здоровое. Сейчас нет уже и этого. Новости из Европы перерастают уже в какой-то водопад политических, финансовых и социальных проблем.

При этом, что грустно, нынешние политики Европы выглядят скорее как комедианты, нежели как борцы. Чего стоит хотя бы новость о европейских политиках-мужчинах, которые вышли в мини-юбках на площадь, чтобы протестовать тем самым против домогательств беженцев к немкам...

Впрочем, как бы грустно ни было нам смотреть на нынешний европейский кризис, нам по-прежнему есть чему поучиться у наших западных соседей. Так, например, я могу только восхититься теми методами, которыми во Франции управляют малым бизнесом.

Вообще, французы большие молодцы в том, что касается потребностей общества. Именно во Франции начали вводить законы против креативных международных корпораций, которые встраивают в свою технику механизмы принудительного старения. Также в комментариях к моей статье про гипермаркеты мне сообщили, что во Франции фактически действует запрет на открытие магазинов крупнее 3500 квадратных метров (но эта информация, конечно, ещё нуждается в проверке).

Так вот, что мне нравится во Франции. Или, точнее, что мне не нравится в наших городах.

Возьмём, допустим, Санкт-Петербург. Пару лет назад сбылась моя давняя мечта — в городе, наконец-то, начали появляться мойки самообслуживания, на которых можно теперь за 50-100 рублей моментально сполоснуть автомобиль от грязи. Раньше я видел такие автомойки только в Финляндии и прочих странах ЕС — и я недоумевал, почему же эти удобные мойки не открываются массово у нас.

Казалось бы, всё хорошо, уровень цивилизации в городе повысился... но нет — невидимая рука рынка, как обычно, не преминула нагадить горожанам. Мойки нового образца самым бесцеремонным образом втиснулись в места, где делать им, по-совести, абсолютно нечего. Сейчас значительная их часть стоит впритык к старым автомойкам, с явным расчётом забрать у последних клиентов.

Не то чтобы я был восхищён качеством работы старых автомоек — большая их часть, по совести, работала не слишком-то здорово. Но сама схема, когда новая автомойка перегораживает часть проезда у старой и пытается её удушить более низкими ценами, является очевидно ущербной. И так переполненные парковки некоторых торговых центров превратились благодаря новым мойкам в какой-то неуклюжий и неудобный автоклоповник.

Как решают эту проблему во Франции?

Во Франции — во всяком случае, в маленьких городках — конфликты между конкурентами разруливают вручную, на уровне властей. Если во Франции автомойка попытается открыться впритык к уже существующей, чтобы её убить, ей просто не дадут это сделать — так как такого рода конкуренция не нужна ни гражданам, ни бизнесу. Для новой автомойки найдут удобное с точки зрения инфраструктуры место, где она будет приносить пользу. Место с удобным подъездом, на некотором расстоянии от конкурентов, рядом с большим потоком потенциальных клиентов. Если такого места не окажется, автомойке просто не дадут открыться.

Или, скажем магазины. Никто не даст открыть в одном доме два одинаковых продуктовых магазина, чтобы они сражались друг с другом за покупателя. Второму магазину предложат или открыться в другом месте, или как-нибудь отстроиться от первого, чтобы прямой конкуренции не было. Например, если первый магазин торгует дешёвыми продуктами, второму магазину могут предложить торговать премиум-едой, а если первый магазин является небольшим супермаркетом, второму магазину могут предложить сделать упор на, скажем, мясо или на свежие овощи.

Обратите внимание: такого рода регулирование никак не нарушает свободу предпринимательства. Хочешь открыть ресторан? Пожалуйста: загляни в мэрию и получи список мест, в которых городу нужны рестораны. А когда выберешь нужное место, вкладывайся туда всерьёз, на года — так как думать о том, что завтра рядом с тобой откроются ещё три ресторана, или что арендатор попросит тебя съехать с прикормленного места, тебе не нужно. Такого рода регуляция позволяет бизнесменам не быть временщиками, а делать своё дело на совесть.

Я знаю, что мне сейчас возразят сторонники либерализма. Что, дескать, нужна конкуренция, иначе мы вернёмся к советским магазинам и советскому сервису.

Однако во Франции-то с сервисом всё в порядке. Да и правильное распределение бизнеса по городу вовсе не убивает конкуренцию — у людей всё равно остаётся выбор, и заработок владельца бизнеса всё равно сильно зависит от удовлетворённости клиентов.

Давайте вспомним девяностые, когда государство не вмешивалось в работу ларьков и «шопов». Тогда возможностей для конкурентной борьбы было значительно больше: конкурента можно было задавить не только экономически, но и физически, что регулярно и наблюдалось на практике. И что же, тогда у нас «бизнесмены», если так можно назвать деятелей тех лет, много думали о качестве обслуживания?

Да вовсе нет. Их волновал только моментальный заработок, так как они отлично понимали, что через три месяца их ларёк вполне может или сгореть или закрыться.

Кроме того, конкурировать-то можно не только соотношением цена-качество. Магазин, в котором продаются водка и сигареты, заведомо прибыльнее магазина, в котором продаётся свежая зелень. И если власть не вмешается и не уравняет шансы, винно-табачные магазины легко вытеснят другие форматы с рынка — как бы зеленщики ни старались.

Проведу грубую аналогию. Допустим, вы устраиваете в своей квартире дикий капитализм и отдаёте все важные функции на усмотрение бизнесменам. Вскоре вы обнаружите, что сортира в вашей квартире нет вовсе — так как возиться с канализацией невыгодно — а вот холодильников зато аж шесть штук, причём все стоят в вашей спальне и все забиты мусорной, вредной для здоровья едой.

Наши города, к сожалению, напоминают сейчас эту квартиру из воображаемого рыночного кошмара. Очень многих важных с точки зрения инфраструктуры бизнесов — типа тех же уличных туалетов — категорически не хватает, зато коммерчески прибыльные бизнесы плодятся в совершенно излишнем для горожан количестве.

К чему я призываю?

Всяко не махать шашкой, как вы понимаете, ни к чему хорошему резкие реформы не приводят. Однако я предлагаю внимательно изучить опыт Франции и других европейских стран по искусственному регулированию конкуренции. Некоторые европейские порядки, уверен, отлично лягут и на российскую почву.


Tags: ТОС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments