Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Почему Пасху в Европе называют Остарой и что значит этот древний индоевропейский праздник

Оригинал взят у tar_s в Почему Пасху в Европе называют Остарой и что значит этот древний индоевропейский праздник
Как известно из Библии, Моисей вывел евреев из пустоши на Пасху.
Неизвестно, с учетом всех мухлеваний с историческими датами и эпохами, когда это было, но ясно одно: праздник был на тот момент, когда никакой библии еще не было.
На немецком Пасха называется Oster, на английском - Easter Los Angeles: Sunny days in store through Easter Sunday
Праздник востока, зари, рассвета. Современные религиозные пропагандисты возводят название к богине зари Эос, хотя эта версия откровенно абсурдная и является плодом измышления одного бедового монаха, и больше никаких исторических корней не имеет.

К слову, праздник весеннего равноденствия, издревле называется Остарой.
На западе вообще сохранилось намного больше традиций древности. Например, у нас вроде как европейское название "год" сменило русское "лето" или "урожай", в значении нового цикла. А вот в Европе о годе и не слышали. Там везде варианты "year", что и является аналогом урожая.
Возникает подозрение, что Россия была полем эксперимента, куда внедрили новые чужие традиции, воспользовавшись тяжелыми условиями, возможно, после катастрофы и смены власти.
Попробуй-ка запрети название, когда народ живет своей жизнью! Да пошлют и будут говорить по-старому.
Традиции очень сильны, тем более древние названия.


Интересно, что на латинском языке auster имеет значение юга...

Со времён Якоба Гримма имя Эостры (Остары) традиционно связывается с прагерманским *austrōn «рассвет», восходящим к общеиндоевропейскому корню *h₂wes- «сиять, блистать». Производное от этой основы имя (реконструируемое как *h₂ewsṓs, в упрощённой записи *Ausōs) носила, по всей видимости, одна из главных богинь праиндоевропейского пантеона — богиня рассвета. К этому образу восходят греческая Эос (Ἕως, Ἠώς), римская Аврора (Aurora), латышская Аустра (Austra), литовская Аушрине (Aušrinė), ведийская Ушас (उषस्; uṣas). Из этой же основы образовалось общегерманское слово, означающее «восток» (англ. East, нем. Ost, голландск. Oost, швед. Öster; ср. лат. auster «юг» того же происхождения).


Если помните, в произведении М. Чулкова "Русак, или повесть о Силославе" также упоминается, что Варяжское море было не на западе, как оно сейчас от Питера.


Якоб Гримм писал в «Немецкой мифологии»:

Мы, немцы, и по сей день зовём апрель ostermonat; ôstarmânoth встречается ещё у Эйнхарда. Великий христианский праздник, который обычно празднуется в апреле или начале марта, называется в старейших древненемецких текстах ôstarâ… Должно быть, в языческой религии имя Остара, как и англосаксонское Эостра, принадлежало великому божеству, почитание которого было столь сильно, что христианские проповедними смирились с этим именем и назвали им одно из своих главных торжеств. У всех соседних народов этот праздник носит имя, производное от греческого pascha; даже Ульфила пишет paska, не áustrô, хотя он мог знать это слово[2].

Гримм считал такие пасхальные обычаи, как раскрашивание яиц, разжигание костров, специальные праздничные игры и пляски рудиментами древнего языческого культа Остары. Сравнивая имя Остары с древневерхненемецким наречием ôstar, «выражавшим движение к восходящему солнцу», он делает вывод, что Остара была богиней «сияющей зари, восходящего солнца»[3]. Современные исследования по сравнительной мифологии и лингвистики в целом подтверждают это предположение.

Здесь мы видим не одно интересное наблюдение!
Во-первых, ученые подтверждают восточные коннотации Остары. Во вторых, первичность древнего праздника, по сравнению с христианским. В третьих, заимствование западным христианством названия и сути праздника!
Стоит вспомнить и о стране Австрии, и об остроготах (восточных готах), которые были союзниками Атиллы в войне с вестготами и римлянами, в частности, в битве на Каталаунских Полях, одной из величайших битв древности (территориально - в совр. провинции Шампань).
Остготы, или остроготы заселяли всю территорию Германии и Австрии. Тогда как гунны Атиллы, родственные остготам, оседали южнее, в Венгрии (Hungary).
Вариант Остары, как мы видим у англичан - Истар, Истра.
Археологические находки подтверждают:

В 1958 году в Германии было обнаружено около 150 вотивных табличек рубежа I-II вв. н. э., посвящённых богиням, именуемым matronae Austriahenae.


Однако и Иштар, и ее шумерский вариант, Инанна, также имеют схожее название и мифологию!

Проведение на Пасху ночных бдений и встречи рассвета - еще один признак древнего солярного праздника, связнного с наступлением Рассвета, в широком смысле. Ведь Весеннее Равноденствие знаменует конец зимы, начало периода роста, воскрешения Природы, производительных сил Земли!
Также и в географическом понятии, восток связан с зарей, рассветом; север - с холодом и зимой, юг - с летом и жарой, а запад - с закатом, осенью, урожаем и умиранием.
Что хорошо отражено в символике "Колеса Года".

Собственно, даже Россия у немцев называлась Остеррайх! Что можно равнозначно перевести и как "Государство Востока", и как "Страна Восходящего Солнца" :)
И это справедливо, так как Солнце восходит именно над обширными пространства Евразии, а не над малюсенькой Японией. И страна Восходящего Солнца - именно Россия!
Поэтому логично, если население Германии и Австрии пришло с востока (Остер), получило название "остроготы" и принесло с собой праздник своей родины... И потом кто-то придет и отберет его?

Впрочем, название "пасха" также пришло с востока, и по-видимому, является просто вариантом того же праздника. Вслушайтесь в него, что слышите? Пасха, паска. Пасти! :) Даже Ульфила, готский епископ, говорил "паска". Это древнее индоевропейское слово, отнюдь не греческое. "Паша" не случайно так похож на "пасти", это пастырь и есть! И до сих пор в индуизме это слово звучит именно так. Пашупати - бог-пастырь. Можно сказать, тот же "скотский бог" )) Разница в словах "те, кого пасут" и "тот, кто пасет", минимальна.
Так почему Пасха-то так называется, спросите вы?! Ну пастыри, и чО? Опять же христианский символизм вроде как?
Эх, сразу видно, что мимо вашего дома не гоняют стадо коров, начиная с Пасхи! ;) Время, когда трава поднимается, и когда скот выводят на улицу... Со всеми предосторожностями и ритуалами; это очень важное событие для крестьян!
Но одно дело - фиксированный праздник, другое - гуляющее полнолуние; третье - фактический рост травы.
В Европе, к примеру, в феврале могут сажать картошку. А на Остару выпасать скот. В Волгодской области на Пасху может лежать снег... И выпас отодвигается не то что до Егорьева дня, а и до первой декады мая...
Кроме того, раньше климат явно отличался в более теплую сторону. Посмотреть хотя бы фото начала 20го века на Красной площади. Зимой стоят пальмы, люди одеты по-летнему.
С другой стороны, праздник с древних времен был посвящен богине-матери и ее возлюбленному, пастуху! Так что вполне вероятно, что два варианта названия праздника, по той фигуре, которую считали основной: то ли пастух (Пасха), то ли восточная богиня (Остара)
Итак, с названием разобрались. Теперь что по сути праздника.

В древние времена очень многие язычники, жившие на территориях, прилегающих к Средиземному морю, отмечали большой праздник в день Весеннего Равноденствия или близко к нему. Тогда во многих странах был распространен культ Умирающего Бога, смерть которого ежегодно оплакивали, и воскресению которого радовались весной. Во Фригии это был Аттис, в Западной Азии и Греции - Адонис (Таммуз), в Египте - Осирис. Перечисленные боги имели в народе одинаковое значение. Я остановлюсь на Аттисе. Аттис был возлюбленным Кибелы, фригийской богини плодородия. Он был богом вечно возрождающейся растительности. По преданию, Аттис был рожден девственницей. Он был растерзан диким вепрем и после смерти превратился в сосну. Около 200 года нашей эры культы мистерий начали появляться в Риме, как раньше они появились в Греции. Римляне устраивали ритуальный праздник Кибелы и Аттиса каждой весной. Праздник этот протекал следующим образом:

22 марта в лесу срубали сосну, приносили в святилище Кибелы и обращались с ней, как с великим божеством. К середине ствола привязывали статуэтку Аттиса. На второй день праздника, 23 марта, занимались преимущественно тем, что трубили в трубы. Третий день назывался Кровавым. В этот день первосвященник вскрывал себе вены на руке, и другие жрецы наносили себе раны, забрызгивая кровью алтарь и священное дерево. Это был своеобразный траур по Аттису. Потом его фигурку зарывали. С наступлением ночи, т.е. третьего дня праздника, скорбь сменялась взрывом ликования, во тьме вспыхивал свет, могила отверзалась, и бог воскресал из мертвых. Весь день 25 марта, который считался днем Весеннего Равноденствия, верующие предавались безудержному веселью. В Риме этот праздник принял форму карнавала, который назывался Праздником радости. А 26 марта был днем отдыха. Заканчивался праздник в Риме 27 марта шествием к речке Альмону. (Это краткий пересказ празднования; более полную версию, а также описания культов Адониса, Осириса и Диониса смотри в книге Дж.Фрэзера "Золотая Ветвь").

Христиане праздновали смерть и воскресение Иисуса в ту же дату, и язычники с христианами часто ссорились, споря о том, какой из их богов был истинным виновником торжества, а какой имитацией. Многие исследователи религий считают, что легенды смерти и воскресения были сперва ассоциированы с Аттисом, за много веков до рождения Иисуса. Эти легенды были просто наложены на истории о жизни Иисуса, чтобы сделать христианскую теологию более приемлемой для язычников. Современные христиане обычно относятся к легенде об Аттисе, как о языческом мифе малого значения. Они верят в смерть и воскресение Иисуса, как в истину, никак не связанную с более ранними традициями.



Барельеф 2-1 вв до н.э. - прямоугольный алтарь, дерево с шишками, обвитое змеей, сидящая богиня Кибела с двумя львами с тимпаном в руке. В другой руке Кибела держит ритуальную чашу фиалу (phiale) с вогнутой частью в центре. На голове Кибелы традиционная корона в виде городских башен. Слева Аттис на коне, изображения собаки и кабана. По одному из преданий, Аттис был растерзан вепрем, как и Адонис, поэтому приверженцы культа Кибелы-Аттиса не ели свинину.
Неспроста в церковных ритуалах фигурируют хлеб и вино: вино с древних времен ассоциируется с Богом, а хлеб - с Богиней. Также как желток яйца с солнечным богом, а белок - с Белой (лунной) Богиней.

Храм Святого Петра (Камня) в Ватикане ранее был храмом Кибелы, в котором хранился ее Священный Черный Камень (оттого и название собора):

Святой Петр считается ключником, хранящим ключи от врат рая. Вы видите, что композиция собора и прилегающей аллеи изображает отверстие для ключа. Но не странно ли, что в самом сердце, в центре отверстия, расположен египетский обелиск, привезенный Бонапартом из похода?
Вдумайтесь, в самом священном месте, геометрическом и символическом центре, расположен языческий монумент, подобно ключу к замочной скважине!
Да это больше Каабу напоминает! А не там ли, кстати, вмонтирован камень Кибелы, а?
В любом случае, этот камень выполняет роль ключевого элемента. Ключа к дверям рая ))


Tags: Праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments