
С. Милорадович. Переход Аввакума к месту даурской ссылки. 1898 год
350 лет назад, 13 (23) мая 1666 года один из предводителей русского церковного раскола протопоп Аввакум (Петров) был привезён на церковный собор в Москву. После тщетных увещеваний покаяться и принять «новую веру» протопопа расстригли из священников и предали церковному проклятию. В ответ на что Аввакум, нимало не смутившись, «проклинал сопротив», то есть предал такой же анафеме... весь церковный собор, всех архиереев разом! Потом Аввакуму пришлось пережить ещё немало гонений: ссылку, тюрьмы, и, в конце концов, сожжение заживо в деревянном срубе.
В истории навсегда остался образ непреклонного и неукротимого Аввакума, автора замечательного литературного памятника — «Жития протопопа Аввакума», первого произведения в жанре автобиографии в истории отечественной словесности. Написанного к тому же не заумным и непонятным книжным языком, а современной автору живой (и временами даже обсценной) русской речью. С Аввакума потом, сознательно или бессознательно, «делали себя» многие русские смутьяны и революционеры. Максим Горький укоризненно писал В. И. Ленину: «Владимир Ильич, Ваш духовный отец — протопоп XVII века Аввакум, веривший, что дух святой глаголет его устами, и ставивший свой авторитет выше постановлений Вселенских соборов».
Лев Троцкий в 1935 году сделал в дневнике такую запись: «По поводу ударов, которые выпали на нашу долю, я как-то на днях напоминал Наташе [жене Наталье Седовой. — А. М.] жизнеописание протопопа Аввакума. Брели они вместе по Сибири, мятежный протопоп и его верная протопопица, увязали в снегу, падала бедная измаявшаяся женщина в сугробы. Аввакум рассказывает: «Я пришёл, — на меня, бедная, пеняет, говоря: — Долго ли муки сия, протопоп, будет? И я говорю: — Марковна, до самые смерти. Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ещё побредем».
В другом месте Троцкий цитировал запомнившуюся ему фразу Аввакума: «Русачок маленький в огонь влезет, а благоверия не предаст».

Пётр Мясоедов (1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. 1897. Картина не слишком точна исторически: известно, что Аввакума сожгли в деревянном срубе, а не привязанным к столбу, как на картине
О социальном смысле и подоплеке русского религиозного раскола можно было бы написать много «вумных» слов, но, наверное, лучше об этом скажет яркая — в его характерном эмоциональном стиле — цитата Аввакума, где он рассуждает о вроде бы далёких от земной жизни материях — писании церковных икон:
«По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившися... Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бёдры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинён, лишо сабли той при бедре не писано. А то всё писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую... А всё то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать... Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь!.. Воззри на святыя иконы и виждь угодивишя Богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия... скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами... И у кажного святого, — спаси Бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своём не догадалися так сделать, как вы их учинили!». А вот что он советовал в переписке с боярыней Морозовой, поддерживавшей раскольников: «Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живём же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? Да единако нам Бог распростре небо, ещё же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычню служит тебе не больши и мне не меньши. А честь прелетает. Един честен — тот, кто ночью востаёт на молитву да медок перестанет, в квас примешивая, пить».

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме
В общем, в каком-то отношении раскол был восстанием "тонких" против царства "толстяков", почти как в известном романе Юрия Олёши «Три толстяка»... И неудивительно, что революционеры вроде Троцкого столетия спустя находили родственные себе черты в образе Аввакума.
Да и «толерантностью» неистовый протопоп отнюдь не отличался. Со вкусом и удовольствием рассуждал из мест ссылки, как сам казнил бы «никониян окаянных», писал царю: "А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю... Перво бы Никона того, собаку, рассекли бы начетверо, а потом бы никониян тех». «Дайте только срок, собаки, не уйдёте от меня; надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках! выдавлю я из вас сок-от!». «Всех вас развешаю по дубю. Ну вас к чорту, ненадобны вы святей троицы, поганцы, ни к чему не годны».
И кто-то ещё говорит после этого, что Чека, мол, недостаточно русское учреждение. Самое что ни на есть русское, в лучших, кроме шуток, отечественных традициях, хотя, конечно, и с учётом гуманных поправок XX века: начетверо там не рассекали, «сок» из осуждённых не давили и не «пластали» их со смаком на куски, а всего-навсего ставили к стенке...
Но и сам Аввакум был готов за свои взгляды не только «пластать» и «рассекать начетверо» оппонентов, но и взойти на костёр, что в конце концов и осуществилось: «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё — не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошёл, тогда и забыл вся…». (Кстати, казнили Аввакума формально не за религиозные идеи, а за «хулу великую на царский дом» — он написал, что лично ему хорошо знакомый и покойный к тому времени царь Алексей Михайлович горит в аду, что он сам наблюдал в видении).

Сожжение протопопа Аввакума
Из комментариев к источнику:
http://ivan-911.livejournal.com/
23 мая 2016, 15:12:29
После "смуты" начали пускать корни первые Романовы.
Правили они, дай Бог, больше 300 лет, с 1613 до 1917, когда последний Романов отрекся поставив подпись простым карандашом, а потом его грохнули в подвале. Даже не знаю, атеисты грохнули или перекрестились после экзекуции?
Так вот первые Романовы.
Становление самодержавия.
Населения было, мягко говоря, не очень развитым, а потому очень верующим.
И править можно было только в союзе с церковью.
А еще лучше чтобы церковь была подчинена.
Такой себе "тандем".
Помазанный Богом царь и глава церкви.
Сладкая парочка.
По другому - никак.
Один стращает грехами и адом - второй наказывает и милует собственным перстом.
Но сама власть была прямо говоря, не святой.
Холопов гнобили, блядовали и грешили всячески.
Институт церкви был тоже, прямо говоря, разношерстным.
Некоторые шли в профессию, чтобы истово служить и житием доказывать религиозные принципы, другие - ради достижения благ материальных сдобренных духовностью и церковной мишурой.
Для власти конечно были полезные вторые.
Потому что первые, гады, с присущей им принципиальностью и святостью всячески обличали власть и угрожали.
Такие были опасными.
И надо было от них избавиться.
Как? Очень просто.
Объявляется что праздновать Рождество нужно не 7 января, а 25 декабря отныне креститься надо не двумя перстами, а тремя.
Ну еще форму выпечки изменить и еще какая-то хуйня.
В принципе пофигу - но самые отъявленные святоши тут же были вичислені и взяты в оборот.
Кого в сибирь, кого сожгли, кого казнили, кого замучили голодом.
Адепты и до сих пор представлены с имиджем юродівих и больных на голову.
Это из таких, крупных.
По мелочи - передавили и выгнали, молитесь себе, в котором есть медведи и на морозе, староверы блядь...
С точки зрения централизации, государства и права - все абсолютно правильно.
Пока всякие Аввакуми и боярыни Морозовы горели в костре тандем скреплялся с взаимными ласками и уступками.
Не всегда все шло гладко, бывали отклонения, но от курса партии особо не отклонялись.
И вот уже методом отбора и селекции последний в досинодальний период патриарх Московский и всея Руси похож на попа из бессмертного произведения про попа и Балду
Особенно пацаны не фигурировали, вели себя смирно, а уже Петр Первый разогнал институт патриаршества нафиг, и не собирались вплоть до патриарха Тихона, то уже в советские времена был.
То есть с реформой Никона произошло сращивание церкви и Государства, что было полезно для государства, но катастрофически для церкви.
Можно констатировать, что церковь, как таковую, с ее высшей целью - уничтожили вместе с протопопом Аввакумом.
Без того, возможно, институт православной церкви развился в нечто большее чем есть сейчас.
Возможно это было бы истинное религиозно-философское учение, некое духовное пробуждение...
Бородатые паломники, аскеты, настоящие и возвышенные, что-то похоже на Индию или мусульманами с их фанатизмом.
Вместо того, стараниями Романовых прежде всего произошло вырождение института церкви в приспешников власти, она их сопровождала и от нее зависела.
Для порядка конечно оставили какие-то обряды и манипуляции, обвенчать или отпеть, покрестить и похоронить.
Но не больше.
Основная задача - чтобы холопы ударно работали, меньше бунтовали и вообще не рыпались.
На том свете воздастся.
С одной стороны - жалко того пласта, монахов, настоящих верующих и т.д.
С другой - без такого подчинения невозможно было бы построение крепкого централизованного государства, которая позволила бы расширять и удерживать жизненное пространство для граждан.