Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Categories:

350 лет назад. Первый русский революционер?

Оригинал взят у maysuryan в 350 лет назад. Первый русский революционер?

С. Милорадович. Переход Аввакума к месту даурской ссылки. 1898 год

350 лет назад, 13 (23) мая 1666 года один из предводителей русского церковного раскола протопоп Аввакум (Петров) был привезён на церковный собор в Москву. После тщетных увещеваний покаяться и принять «новую веру» протопопа расстригли из священников и предали церковному проклятию. В ответ на что Аввакум, нимало не смутившись, «проклинал сопротив», то есть предал такой же анафеме... весь церковный собор, всех архиереев разом! Потом Аввакуму пришлось пережить ещё немало гонений: ссылку, тюрьмы, и, в конце концов, сожжение заживо в деревянном срубе.
В истории навсегда остался образ непреклонного и неукротимого Аввакума, автора замечательного литературного памятника — «Жития протопопа Аввакума», первого произведения в жанре автобиографии в истории отечественной словесности. Написанного к тому же не заумным и непонятным книжным языком, а современной автору живой (и временами даже обсценной) русской речью. С Аввакума потом, сознательно или бессознательно, «делали себя» многие русские смутьяны и революционеры. Максим Горький укоризненно писал В. И. Ленину: «Владимир Ильич, Ваш духовный отец — протопоп XVII века Аввакум, веривший, что дух святой глаголет его устами, и ставивший свой авторитет выше постановлений Вселенских соборов».

Лев Троцкий в 1935 году сделал в дневнике такую запись: «По поводу ударов, которые выпали на нашу долю, я как-то на днях напоминал Наташе [жене Наталье Седовой. — А. М.] жизнеописание протопопа Аввакума. Брели они вместе по Сибири, мятежный протопоп и его верная протопопица, увязали в снегу, падала бедная измаявшаяся женщина в сугробы. Аввакум рассказывает: «Я пришёл, — на меня, бедная, пеняет, говоря: — Долго ли муки сия, протопоп, будет? И я говорю: — Марковна, до самые смерти. Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ещё побредем».
В другом месте Троцкий цитировал запомнившуюся ему фразу Аввакума: «Русачок маленький в огонь влезет, а благоверия не предаст».


Пётр Мясоедов (1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. 1897. Картина не слишком точна исторически: известно, что Аввакума сожгли в деревянном срубе, а не привязанным к столбу, как на картине

О социальном смысле и подоплеке русского религиозного раскола можно было бы написать много «вумных» слов, но, наверное, лучше об этом скажет яркая — в его характерном эмоциональном стиле — цитата Аввакума, где он рассуждает о вроде бы далёких от земной жизни материях — писании церковных икон:
«По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившися... Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бёдры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинён, лишо сабли той при бедре не писано. А то всё писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую... А всё то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать... Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь!.. Воззри на святыя иконы и виждь угодивишя Богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия... скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами... И у кажного святого, — спаси Бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своём не догадалися так сделать, как вы их учинили!». А вот что он советовал в переписке с боярыней Морозовой, поддерживавшей раскольников: «Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живём же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? Да единако нам Бог распростре небо, ещё же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычню служит тебе не больши и мне не меньши. А честь прелетает. Един честен — тот, кто ночью востаёт на молитву да медок перестанет, в квас примешивая, пить».

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме

В общем, в каком-то отношении раскол был восстанием "тонких" против царства "толстяков", почти как в известном романе Юрия Олёши «Три толстяка»... И неудивительно, что революционеры вроде Троцкого столетия спустя находили родственные себе черты в образе Аввакума.
Да и «толерантностью» неистовый протопоп отнюдь не отличался. Со вкусом и удовольствием рассуждал из мест ссылки, как сам казнил бы «никониян окаянных», писал царю: "А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю... Перво бы Никона того, собаку, рассекли бы начетверо, а потом бы никониян тех». «Дайте только срок, собаки, не уйдёте от меня; надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках! выдавлю я из вас сок-от!». «Всех вас развешаю по дубю. Ну вас к чорту, ненадобны вы святей троицы, поганцы, ни к чему не годны».
И кто-то ещё говорит после этого, что Чека, мол, недостаточно русское учреждение. Самое что ни на есть русское, в лучших, кроме шуток, отечественных традициях, хотя, конечно, и с учётом гуманных поправок XX века: начетверо там не рассекали, «сок» из осуждённых не давили и не «пластали» их со смаком на куски, а всего-навсего ставили к стенке...
Но и сам Аввакум был готов за свои взгляды не только «пластать» и «рассекать начетверо» оппонентов, но и взойти на костёр, что в конце концов и осуществилось: «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё — не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошёл, тогда и забыл вся…». (Кстати, казнили Аввакума формально не за религиозные идеи, а за «хулу великую на царский дом» — он написал, что лично ему хорошо знакомый и покойный к тому времени царь Алексей Михайлович горит в аду, что он сам наблюдал в видении).

Сожжение протопопа Аввакума

Из комментариев к источнику:

http://ivan-911.livejournal.com/
23 мая 2016, 15:12:29

После "смуты" начали пускать корни первые Романовы.
Правили они, дай Бог, больше 300 лет, с 1613 до 1917, когда последний Романов отрекся поставив подпись простым карандашом, а потом его грохнули в подвале. Даже не знаю, атеисты грохнули или перекрестились после экзекуции?
Так вот первые Романовы.
Становление самодержавия.
Населения было, мягко говоря, не очень развитым, а потому очень верующим.
И править можно было только в союзе с церковью.
А еще лучше чтобы церковь была подчинена.
Такой себе "тандем".
Помазанный Богом царь и глава церкви.
Сладкая парочка.
По другому - никак.
Один стращает грехами и адом - второй наказывает и милует собственным перстом.
Но сама власть была прямо говоря, не святой.
Холопов гнобили, блядовали и грешили всячески.
Институт церкви был тоже, прямо говоря, разношерстным.
Некоторые шли в профессию, чтобы истово служить и житием доказывать религиозные принципы, другие - ради достижения благ материальных сдобренных духовностью и церковной мишурой.
Для власти конечно были полезные вторые.
Потому что первые, гады, с присущей им принципиальностью и святостью всячески обличали власть и угрожали.
Такие были опасными.
И надо было от них избавиться.
Как? Очень просто.
Объявляется что праздновать Рождество нужно не 7 января, а 25 декабря отныне креститься надо не двумя перстами, а тремя.
Ну еще форму выпечки изменить и еще какая-то хуйня.
В принципе пофигу - но самые отъявленные святоши тут же были вичислені и взяты в оборот.
Кого в сибирь, кого сожгли, кого казнили, кого замучили голодом.
Адепты и до сих пор представлены с имиджем юродівих и больных на голову.

Это из таких, крупных.
По мелочи - передавили и выгнали, молитесь себе, в котором есть медведи и на морозе, староверы блядь...


С точки зрения централизации, государства и права - все абсолютно правильно.

Пока всякие Аввакуми и боярыни Морозовы горели в костре тандем скреплялся с взаимными ласками и уступками.
Не всегда все шло гладко, бывали отклонения, но от курса партии особо не отклонялись.
И вот уже методом отбора и селекции последний в досинодальний период патриарх Московский и всея Руси похож на попа из бессмертного произведения про попа и Балду

Особенно пацаны не фигурировали, вели себя смирно, а уже Петр Первый разогнал институт патриаршества нафиг, и не собирались вплоть до патриарха Тихона, то уже в советские времена был.

То есть с реформой Никона произошло сращивание церкви и Государства, что было полезно для государства, но катастрофически для церкви.
Можно констатировать, что церковь, как таковую, с ее высшей целью - уничтожили вместе с протопопом Аввакумом.
Без того, возможно, институт православной церкви развился в нечто большее чем есть сейчас.
Возможно это было бы истинное религиозно-философское учение, некое духовное пробуждение...
Бородатые паломники, аскеты, настоящие и возвышенные, что-то похоже на Индию или мусульманами с их фанатизмом.
Вместо того, стараниями Романовых прежде всего произошло вырождение института церкви в приспешников власти, она их сопровождала и от нее зависела.
Для порядка конечно оставили какие-то обряды и манипуляции, обвенчать или отпеть, покрестить и похоронить.
Но не больше.
Основная задача - чтобы холопы ударно работали, меньше бунтовали и вообще не рыпались.
На том свете воздастся.
С одной стороны - жалко того пласта, монахов, настоящих верующих и т.д.
С другой - без такого подчинения невозможно было бы построение крепкого централизованного государства, которая позволила бы расширять и удерживать жизненное пространство для граждан.


Tags: Личности, Раскол, Староверы
Subscribe

  • Потоп 17 века

    10:00 Руина=Окраина=Украина 16:30 Руины античных городов ниже Казани 18-10 Слово "штат" 19:40 Львов-малая Россия. Иванофранковск. 20:10…

  • Словене, руссы и потоп

    Автор kadykchanskiy - октября 29, 2017 Одним из самых сложных вопросов при изучении истории, продолжает оставаться обилие названий племён и…

  • Загадки расположения С-Петербурга

    sibved Загадки расположения С-Петербурга Вокруг загадок северной Пальмиры давно идут обсуждения среди исследователей и приверженцев…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments