Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

Украинская цивилизация, как она есть. ч.2

Начало статьи

Украинская культура и духовность

Мне могут возвразить, что именно в селах сохраняется уникальная украинская культура и духовность, которую разрушают враждебные мультикультурные города. И здесь мы обязаны, наконец, разобраться, что такое «Украинская культура» и открыть глаза на ее изнанку. Ведь пысанки, рушныки, вышиванки и фолклор – лицевая сторона, типичная для любой народной этнографической культуры. Обсуждение негативных сторон украинской культуры критически важно, поскольку они возводят непреодолимый барьер на пути к прогрессу и цивилизации.

Во-первых, полное отсутствие в украинской культуре рефлексии, стремления к самоанализу, переосмысления своего прошлого и стремления конструировать будущее. Без этого невозможно развитие общества. Городская культура и цивилизация невозможны без рефлексии. Западная Европа занялась рефлексией в эпоху Возрождения.

Во-вторых, богатство формы при скудости содержания. Известный литературовед Г. Млодзинский отмечал:

«Як глянеш на чотирнадцять тисяч українських приказок, що їх Номис зібрав докупи, то спочатку аж моторошно стає – яка ж то розмаїта й на тонкий зміст, і на гострий дотеп багата маса. Та коли ближче присунешся до того діла, то бачиш, що цей різноколірний мільйон ілюструє, може, який десяток, а може, два філософських, побутового характеру тез. Народня бо мудрість широка образами і взірцями й прикрасами, та вузька в самій своїй філософії.

Суто селянська духом своїм, глибоко дрібнобуржуазна в своїй моралі, уперто власницька, запекло консервативна ця народня мудрість. Окреме лютої ненависти до пана, ледве чи можна знайти в ній щось передове»19.


Даже в XXI в. украинская культура игнорирует инновации. Она умиляется и восторгается своим крайне узким набором «инноваций» – кто пошьет самый большой флаг Украины или рушнык, кто сошьет самую большую вышиванку, кто соберет больше людей на Марш вышиванок (такой военизированный оксюморон). Именно здесь украинская культура ставит «мировые» рекорды. Так, в Острожской академии установили мировой рекорд – 19 дней без перерыва читали произведения Кобзаря20. Хотя в Хампи (Индия) монахи 4 года без перерыва читают Махабхарату. А в Чернигове более 700 студентов 6 марта 2014 г. одновременно декламировали «Реве та стогне Дніпр широкий…». В таких университетах вряд ли создадут айфон, нанокомпьютер, квантовую связь или электромобиль.

Более всего в постмодерне ценится креатив. Креатив рождается в насыщенной мультикультурной среде. Именно она делает США великой страной. А если украинская культура замкнута в каре: вышиванка – пысанка – рушнык – Кобзар, то откуда возьмется креатив? Максимум – низкопробный плагиат.

В-третьих. Украинская культура любые песни, думы считала народными, хотя многие из них имели конкретных авторов. На Западе впервые авторское право ввели в Англии в 1710 г. (Статут королевы Анны), а в США – в 1783. Авторского права украинская культура не знала, поскольку для селянского менталитета собственность могла быть только материальной, а поскольку интеллектуальную собственность пощупать нельзя, то она и собственностью быть не может. Отсюда и хроническое пренебрежение интеллектуальной собственностью и авторским правом.

В-четвертых. Коррупция, спаянная кумовством – важнейший элемент украинской культуры. Здесь комментарии излишни.

В-пятых. Отсутствие Правосознания и Правовой культуры, поскольку сельская культура базировалась на вотчинном праве и казацкой чёрной раде.

В-шестых. Неотъемлемой частью украинской культуры являются свалки мусора, загаженная среда обитания и варварское отношение к природе. Конечно, этот органичный признак украинской культуры пытаются списать на Советскую власть, которая сама была продуктом этой культуры. Почему-то в Советское время Тарту (Эстония) блистали чистотой, и там даже был штраф за брошенный окурок (в эквиваленте 30 грн.). Выше приводилось типичное впечатление буржуя А. Вимина о нашей убогой среде обитания до Советов и москалей!

Приведем для полноты картины еще несколько фактов. Наш известный соотечественник Всеволод Крестовский (1840-1895) оставил замечательные наблюдения во время путешествия в австрийские Черновцы:

«Въ то время какъ наши приграничные лѣса (да и не одни приграничные!) безовсякой системы и беспощадно вырубаются дочиста не только своими скупщиками-евреями, но и … компаніями берлинскихъ и кенигсбрергскихъ нѣмцевъ,… ничѣмъ не стѣсняясь,… — лѣса австрійскіе стоять себѣ цѣлы и невредимы, невольно поражая васъ своимъ обиліемъ и благоустройствомъ... Казалось бы, законъ объ охранѣ и правильной эксплоатаціи лѣсовъ существуетъ и у насъ такъ же, какъ въ Австріи, но тамъ онъ примѣняется во всей строгости и притомъ повсюду, а потому всѣ, хочешь-нехочешь, уважаютъ его... И чѣмъ дольше бездѣйствуетъ законъ, тѣмъ безпощаднѣе, съ каждымъ годомъ все болѣе и болѣе, оголяется мѣстность, такъ что не далеко уже время, когда хотинскія пущи совсѣмъ отойдутъ въ область преданія… И вмѣстѣ съ этимъ грандіознімъ истребленіемъ лѣсовъ, здѣсь съ каждымъ годомъ все болѣе раздаются оханья и жалобы на рѣзкую перемѣну климата, … на обмелѣніе рѣкъ и озеръ … т.д.»21.

И что изменилось за 150 лет?

В сердце Украины на Верхней Хортице немцем-менонитом Петром Бузуком в 1910 г. было создано первое в империи «Общество охранителей природы», в котором через год насчитывалось 190 членов – в основном немцев и поляков. Общество охраняло скалы, гнездовья птиц, препятствовало лову рыбы во время нереста, варварской вырубке лесов на Хортице. Деятельность общества вызвала яростное сопротивление местного населения – «наши дубы и рыба, когда хотим, тогда рубим и ловим». Деятельности «немчуры» чинились всяческие препятствия и в 1915 г. добились его закрытия.

В Украине числится 4,5 тыс. мусорных свалок и полигонов общей площадью 7,8 тыс. га (4% территории страны). Сюда не вошло огромное количество незаконных свалок по сельским и городским оврагам и ярам, загаженные леса и парки. Только 4% мусора утилизируется. 96% идет на свалки. В Западной Европе такая «украинская культура» запрещена. Однако не всегда там так было. В средние века Париж тонул в отходах (читайте «Парфюмер»). Не удивительно, что именно здесь еще в 1883 г. впервые в мире были внедрены контейнеры для раздельного сбора мусора! При курфюрсте Фридрихе III (1657-1713) в Берлине запретили содержать свиней, а старосты получили строгий наказ: «Каждому, кто выбросит сор из дворов и стойл на улицу, забросьте этот мусор в его дом!». И это помогло!

В Европе практически весь мусор газифицируется и перерабатывается в энергию и материалы. Швеция перерабатывает 99% всех отходов. А Украина тонет в отходах и сжигает только 8% мусора. Впечатляет киевская помойка на заповедном Жуковом острове (12 000 кв. м.) – наглядный заповедник украинской сельской культуры в чистом виде. Однако всех затмила грандиозная свалка во Львове (пос. Грибовичи). Вот она и есть настоящий культурный продукт в культурной столице Украины, который прославил Львов на всю Европу и привел к гибели людей. И из Львова мусор (вернее культурный продукт) повезли в Киев и Херсон.

Предвижу возмущенное – это злопыхательство. Конечно, зло берет от торжества и насаждения такой культуры. Мне скажут – это передергивание, Львов богат архитектурой, музеями, театрами. Да, несомненно, только барокко, сецессия, музеи и театры – это остатки австро-польской городской культуры, как и хорошее кофе во Львове, львовские пляцки и канапки. А вот запах мочи «під брамой» во Львове – это уже родное, национальное. Для сравнения – в Париже в 2013 г. установили экологически чистые суперсовременные бесплатные туалеты. А штраф за испражнения вне их назначили в 35€ (2445 р.).

Советов уже нет 25 лет, а экология катастрофически ухудшается, поскольку варварское отношение к природе – это сущность украинской сельской культуры. И мы видим массовую вырубку лесов, даже под Киевом, варварскую добычу янтаря и гранита, бесконтрольную добычу газа и нефти на Полтавщине, где вышки оформлены МАФами и записаны на скромных ЧПшников, слив отходов в реки и т.д.

А теперь читателю стоит задуматься, как можно избавиться от коррупции в стране-помойке? Ведь грязная среда обитания неразрывно связана с грязным обществом и грязными нравами. И здесь не требуется знания фэн-шуй, чтобы понять простую истину – все страны с низким уровнем коррупции блистают чистотой и экологией!

Чистое общество формируется в чистой среде обитания!

В-седьмых. К дорогам Западную Европу приучила Римская империя. А отсутствие дорог – это уже признак украинской сельской культуры. Телеге с волами не нужны дороги. Чумаки по сакме (колее, пути) и так до Одессы доедут, спешить некуда. Нет дорог – нет и указателей. И сегодня мы видим ту же картину. Качество дорог ужасное, а железных дорог – еще хуже. Интерсити из Киева в Одессу – 500 км – идет 7 часов! Для украинской культуры 70 км/час – это суперскорость. Поезд из Брюсселя в Париж идет 1ч. 10 мин (270 км/час). О японских поездах молчим. Даже в «азиатской» России «Сапсан» между Питером и Москвой курсирует со скоростью под 200 км/час. Примечательно, что одни из самых плохих дорог расположены в ядре украинства – Львовской области.

В-восьмых. Глубокая религиозность и моральная нравственность считаются краеугольным камнем украинской этнической культуры. Однако расстрелы священников и разрушение Киево-Печерской лавры не вызвало в украинском крестьянстве ни протестов, ни волнения. Религиозность крестьян оказалась поверхностной, языческой, укорененной в Матушку-Землю, чрезвычайно суеверной, без идей и какого-либо творчества. Более того, мы видим острые конфликты между православными церквами. А как же Новый Завет? Да он здесь ни при чем – ведь церкви и храмы выполняют роль внутренних безналоговых офшоров. Даже офисный христианский безналоговый центр растет на Десятинном переулке прямо на княжеском дворце.

Это западная культура секуляризировала монастыри и церковные латифундии в XVIII в. во Франции и Австрии и отделила церковь от государства. У нас все президенты публично демонстрируют себя в храмах, как в теократическом государстве. А если ввести церковный налог, как в Германии и Австрии, много ли останется верных? Как в теократическом государстве по селам и городам массово строятся храмы вместо театров, спорткомплексов, музеев, которые, по сути, чужды украинской культуре. Но если до революции церковь содержала при себе больницы, приюты, дома престарелых, выполняя в условиях дикого капитализма социальную функцию, то сегодня мы видим только растущие цены на требы.

Моральная нравственность и дружное празднование Пасхи никак не вяжется с откровенным безразличием к ближним. В 2013 году были обнаружены два мальчика – 6 и 14 лет, которых родители держали в доме среди грязи и мусора без права выхода на улицу. Они заросли шерстью, мышцы их атрофировались, дети не могли говорить и стали похожи на Маугли. И это в столице украинской культуры Львове, в Лычаковском районе!22 Где были социальные службы, милиция, почему соседи не били во все колокола, хотя знали об ужасном существовании детей – вопрос к той же культуре, в которой «моя хата скраю».

В-девятых, украинская культура является неотъемлемой составляющей магнатско-олигархической системы власти. Отсюда такое частая в фольклоре мечта о «пануванні», о панах: «Як би я був паном, то усе б на подушках лежав», «Три пани, одні штани», «Все пани та пани, а греблі нема кому загатити». Отсюда и холопская психология (и «мої хлопці»), и комплекс жертвы .

Этот список любой читатель может продолжить без труда. Такая традиционная замкнутая украинская культура благополучно разрушает все попытки прогресса. Она развалила Речь Посполитую и Российскую империю. Она выдержала штурм большевиков, пытавшихся разрушить традиционное общество на идеях европейского прогресса, и реинкарнировалась в Советскую власть. Она обрушила Советский Союз, но не изменилась за 5 столетий. Она успешно противостоит городскому обществу, не позволяя ему созреть. Две буржуазные революции 2004 и 2014 гг. ее только пошатнули.

Встает вопрос, а что же делать? Кто может свергнуть ее с пьедестала, если нынешние революционеры водружают на место Ленина лидеров сельской культуры? Ждать, когда буря глобализации ее сметет, но она сметет ее вместе с государством.

Каждая культура самоценна, поскольку в ней присутствует важный человеческий опыт. Поэтому наша задача стоит не в отказе от этой культуры целиком и ее низвержении, а в творческом переосмыслении. В основе цивилизаций лежат народные этнографические культуры, но не они формируют цивилизации. Так, например, творчество Малевича и Экстер заняло достойное место в мировой цивилизации благодаря успешному осмыслению и включению в свои работы ярких красок и образов украинской культуры. Наша задача – решительно избавляться от ее негативных пластов, сохранить ее позитивные и креативные элементы и активно формировать городскую культуру.

Создание городской культурной среды

Сейчас передовые страны возвращаются к истокам полисов и активно формируют общественное пространство – пространство, призванное создавать комфорт человеку. Для этого реставрируются фасады, ценится аутентичная старина, которая радует глаз. Устраиваются променады с фонтанами, арт-объектами, скульптурами, парками, скверами, открытыми кафе, книжными магазинами, музеями и театрами. Здесь пешеходы возвращают себе власть над городом, потеснив автомобили. Поэтому такие пространства закрыты для авто. Пример – центр Вены, Рамбла и бульвар Грасиа в Барселоне. Это пространство, где пешеход имеет преимущество перед автомобилем. В Киеве в этом направлении идет создание Пейзажной алеи и Оболонской набережной.

Эти идеи интернациональны, но дух городу придает его старина, его колорит, его ландшафт, его индивидуальные городские традиции (а не сельские типовые писанки, натыканные на всех городских углах). Именно в таких общественных пространствах происходит смягчение нравов. Именно так маркиз де Мирабо определял цивилизацию – «смягчение нравов, учтивость, вежливость, соблюдение правил приличий и знания». И именно цивилизация смягчала грубую деревенщину, медленно отёсывая ее сначала в буржуа, а затем в Homo Faber, способного создавать и отвечать за себя и общество.

В этой среде чистота – важнейший элемент. Поэтому бескультурное население воспитывается огромными штрафами. Так известный буржуй с кембриджским дипломом Ли Куан Ю жесткими мерами (хотя и мягче Сталина) превратил бедную пиратскую рыбацкую деревню в богатейший город-государство Сингапур. За плевок на землю и выброшенный кусочек бумаги здесь штрафуют на 500 SGD (22747 р.) ($370 (23084 р.)), за курение в неположенном месте – 1000 SGD (45494 р.), вандализм карается ударами палкой по голым ягодицам плюс штраф 2000 SGD или до 3 лет тюрьмы. Продавец сигарет несовершеннолетнему будет выпорот, а возможно и заключен в тюрьму.

Именно такую систему штрафов надо вводить в Украине. За плевок, мусор, семечки и объедки под скамейкой (сельская привычка) – от 500 грн. в первый раз, с занесением в базу данных и в каждый следующий раз двукратное увеличение штрафа. За курение – 1000 грн., вандализм – 2000 и т.д. В случае отсутствия денег – общественные отработки 5-10 дней по уборке территорий, парков и т.д.

Аналогично следует разработать подробную систему штрафов относительно распивания алкоголя и распевания песен в общественном транспорте, пляжах и др. общественных местах. При этом система штрафов должна быть болезненной и жесткой.

Еще более жесткую систему штрафов надо вводить к водителям, которые оставляют машины на трамвайных колеях, посреди дороги, на газонах (как в селах) и т.д. Тем самым они посягают на общественное пространство, иерархия которого по закону должна превосходить частную собственность (в виде авто). Ведь общественное пространство – совокупность частной собственности всех граждан. Для эффективного внедрения городской культуры, применения системы штрафов и общественных отработок необходимо ввести муниципальную милицию с правом взимания штрафов и внесения в реестр нарушителей общественного пространства.

Создание креативной среды

Лучший метод борьбы с деструктивной феодально-селянской культурой – не мешать ее конфликтующим группировкам олигархов-феодалов уничтожать друг друга. Суть этой стратегии проста – низкая добавочная стоимость вызывает дефицит ресурсов, за которые ужесточается борьба. Если США и ЕС через МВФ и кредиты прекратят подпитку нашей олигархическо-селянской культуры, то эта система чрезвычайно быстро аннигилирует.

В это время нам надо создавать новую реальность, которая смотрит в XXI в. Подробнее эти вопросы будем рассматривать в следующих частях, а сейчас укажем на точки роста и катализаторы новой экономики и новой реальности. Это АРТ-пространства и креативные пространства, это экспериментальные платформы для искусства и общества, это коворкинги, клубы по интересам и дискуссионные платформы, это HABы и бизнес-инкубаторы, это проектные платформы типа Kyiv Smart City (Умный Город) и замечательный проект «Арсенал идей». Здесь рождается новые городские социальные связи, в этих пространствах граждане включаются в построение новой реальности, основанной на вежливости, толерантности, взаимопомощи и подключении к новым смыслам и возможностям. Именно в такой среде рождаются идеи и конструируются образы будущего.

Изображение: Валерий Алещенко.

1 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь Мир, 2000.

2 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-XVIII вв. // Время мира Т.3. – С. 89-91.

3 Сеннет Ричард. Падение публичного человека. – М.: Логос, 2003. – С. 151.

4 Яковенко Наталія. Нарис історії України з найдавніших часів до кінця XVIII ст. – Львів, 2001.

5 Економічна історія… – С. 430.

6 Клепатский П.Г. Очерки по истории земли Киевской: Литовский период. Біла Церква: Вид. О.В. Пшонківський, 2007. – С. 281-282.

7 Економічна історія… – С. 495.

8 Вимин Альберт. Донесение венецианца Альберта Вимина о казаках и Богдане Хмельницком (1656)// Киевская старина. – № 1. – 1900. – С. 68-71.

9 Євген Чикаленко. Спогади (1861-1907). – Нью-Йорк, 1955. – C. 165.

10 М. Горькій. О русскомъ крестьянствЪ. – Берлин, 1922.

11 «Українізація» 1920-30-х років: передумови, здобутки, уроки / Інститут історії України. – К., 2003. – С. 167.

12 Там же. – C. 106.

13 Там же. – C. 332.

14 Там же. – С. 166.

15 Шахматов О., Кримський А. Нариси з історії української мови та хрестоматія з пам’ятників письменської старо-українщини XI – XVIII вв. – К.: Друкар, 1922. – С. 115.

16 Комітет незаможних селян – действовал в 1920-1933 гг. Комнезам назначал руководителей колхозов из среды бедноты (голоты), раскуркуливал и ссылал куркулей, а их имущество делил среди голоты (т.е. между своими).

17 Павличко Соломія. Теорія літератури. – К.: Основи, 2002. – C. 210-211.

18 Там же. –. C. 419-421.

19 Практичний російсько-український словник приказок. Упорядкував Г. Млодзинський. – Держвидав України, 1929. – С. 5.

20 http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2014/03/19/965457.html

21 Собраніе сочиненій Всеволода Владиміровича Крестовскаго. – СПб, 1899-1900 гг. – Т. 7. – С. 310-311.

22 http://video.bigmir.net/1plus1/tsn/60558-Vo-Lvove-roditeli-prevratili-detey-v-maugli/


Источник


Tags: Общество, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments