Михаил Герасимов (mumis34) wrote,
Михаил Герасимов
mumis34

ОПЫТ ПОЗИТИВНОГО РЕВИЗИОНИЗМА

Оригинал взят у putnik1 в ОПЫТ ПОЗИТИВНОГО РЕВИЗИОНИЗМА


Рашид, преподаватель из Тюмени, попросил помочь разобраться с вопросом, неожиданно оказавшимся крайне интересным. Суть в следующим: с недавних пор его и его коллег ориентируют на углубленную работу по воспитанию в учащихся патриотизма, - и все бы хорошо, но после недавнего разъяснения сути патриотизма г-жой Матвиенко: "Национальная идея, основанная на патриотизме...

именно то, что объединяет народ... Патриотизм - это любовь к своей земле, к своему Отечеству, к своей семье, к своей Родине...
", возникло непонимание. Как пишет Рашид, до сих пор, углубляя патриотизм, он и его коллеги руководствовались другим определением, данным руководством Российской Федерации, а формулировка кавалерственной дамы от него очень отличается,

и возникает повод для сомнений: что брать за основу, чтобы не ошибиться? Ибо, с одной стороны, мнение Самого Главного есть аксиома, но, с другой стороны, спикер Думы ведь тоже это знает, и оспаривать классические тезисы просто так не стала бы. В общем, во избежание ошибки, Рашид просит помощи, и я, поскольку тема важна и актуальна, оказываю помощь публично. Итак...


Действительно, пару месяцев назад автор идеи, руководство Российской Федерации, указав, что "у нас нет никакой и не может быть никакой другой о Путину: объединяющей идеи, кроме патриотизма...", дал развернутое пояснение: работать надо, и "каждый гражданин будет жить лучше... И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея".

Иными словами, по мнению классика, патриотизм есть достаток и комфорт, то есть, материальное благополучие безо всяких морально-нравственных подтекстов, -  скажем так, "внутренняя колбасная эмиграция", - и с этим никто спорить бы не стал, но сложности в экономике, сделав "комфорт и достаток" проблематичными, поставила элиты перед необходимостью

ревизии классической формулировки "Национальной идеи, основанная на патриотизме", наполнения ее менее приземленным, более далеким от конкретики "теоретическим" содержанием. Ничего страшного: идеи руководства Российской Федерации не догма, а руковоство к действию, творчески развивать их, применяя к задачам текущего момента, и можно, и должно. Но трудно, -

и кавалерственная дама, как видим, взяла на свои хрупкие плечи эту нелегкую задачу,  предложив вместо "материалистической дуали" комфорт и достаток "нравственную квадригу": земля, Отечество, семья, Родина. Очень своевременно, предельно уместно, настоятельно необходимо, - И но любая категория нуждается в точном толковании смыслов. Вот и попробуем.

Что такое Отечество, мы все знаем. Это земля отцов, то есть, предков, и характерно это очень четкое понятие как  для славянских языков (ojczyzna, вітчизна etc), так и для латыни: patria (откуда, кстати, и проистекает термин патриотизм). И равным образом, Родина (Homeland, Heimat,  fosterland) означает родные места, где жили поколения предков и где вырос ты сам.

Однако,  поскольку речь идет о категории нравственной, следует определить и эмоциональное наполнение дефиниции. Впрочем, сложностей нет и тут, ибо что такое Родина тоже известно всем: это картинка в твоем букваре, хорошие и верные товарищи, живущие в соседнем дворе, та песня, что пела нам мать, заветная скамья у ворот, та березка, что во поле, и тэдэ.

Итак, если формулировка руководства Российской Федерации предельно конкретна, материалистична, физиологична и даже, можно сказать, "желудочна": патриотизм, как национальная идея, трактуется как стремление к комфорту и достатку (типа "Родина это когда хорошо" или, синонимично, "где хорошо, там и Родина"), то кавалерственная дама предлагает исходить из критериев иррациональных,

апеллирующих к смутным ассоциациям детства, привязывающих человека незримыми, но очень крепкими эмоциональными нитями к земле, на которой он родился, прочитал первую книжку, нашел первых товарищей, услышал первую мамину песню и прочее. Это уже, согласитесь, куда ближе к идеологии и куда больше подходит для призыва "сплотиться в борьбе за высшие ценности".

Но...

Но смутные ассоциации детства не определяются указами и постановлениями. Скажем, коренной пермяк или питерец может получить паспорт, скажем, Буркина-Фасо, быть ее лояльным гражданином, завести семью, стать своим среди буркинийцев, воевать за нее с Мали, - и при всем том, ни пальмы, ни островерхие дугу, ни сезонные ливни не станут для него родными, не породят воспоминаний,

и даже умирая в кругу черненьких внуков, пермяк будет грезить уральскими пейзажами,  питерец в бреду вспоминать белые ночи и Адмиралтейскую иглу, - а та же кавалерственная дама - бескрайние поля желтой пшеницы вокруг родимой Шепетовки и беспредельно синее небо над ними. Ибо именно это, и ничто иное, - ее Родина (родные места детства) и её Отечество (земля отцов).

А стало быть, - поскольку нынче страна не едина, а Украина (patria!) самостийна, - патриотизм для кавалерственной дамы есть не любовь к Российской Федерации, которая для нее не является ни Отечеством, ни Родиной, но всего лишь исполнение обязанностей, налагаемых фактом наличия российского паспорта, а в этом опять-таки ничего иррационального ("идейного") нет,

и следовательно, эмоциональное наполнение ее формулировки следует определять, исходя из синонимичности термина "Отечество" термину "Родина" и трактуя его наполнение через исходное значение слова "Ро́дина", происходящего от праславянского родъ и обозначающего семью (роди́на — по украински и болгарски, rodina по чешски и словацки, rodzina по польски).

Таким образом, из четырех составляющих "квадригу" формируются две группы "Родина = Отечество = земля" и "семья = Родина", причем, поскольку "смутные детские воспоминания" (эмоциональные нити) уроженку УССР с нынешней Российской Федерацией никак не связывают, можно констатировать,  что основой основ патриотизма в понимании кавалерственной дамы является любовь к семье,

которая ей, в самом деле, свойственна: скажем, г-н Проханов, ничуть не трепло и не сплетник, знающий Ея Высокопревосходительство давно и лично, характеризует её, как практически идеальную (текстовка тут) мать, готовую на все ради сына и других близких. Что, к слову сказать, вполне укладывается в еще один программный тезис руководства Российской Федерации, - "Любить нужно ближнего своего.

Это самое важное и важнее ничего нет
". А учитывая, что (по данным того же г-на Проханова) г-жа Матвиенко воплощает в жизнь и указания классика о "комфорте и достатке", как национальной идее, следует признать, что никаких противоречий на предмет понимания "патриотизма" в высших эшелонах элит Российской Федерации не просматривается. И слава Богу.



Tags: Понятия и определения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments